Персонаж произведения – личность многогранная. Считается, что из рассказа герой должен выйти другим. У него должны поменяться обстоятельства или внутренние ценности, он может достигнуть или не достигнуть своей цели. Это отличает хороших персонажей. Герой должен меняться.
Он может меняться в положительную сторону: победить врага, побороть свои комплексы, спасти мир. Тогда мы получим положительную арку героя.
Или в отрицательную: потерпеть поражение, потерять всё что любит, проиграть, остаться ни с чем - это отрицательная арка героя.
Сегодня же мы рассмотрим "составляющие" самого персонажа.
Цель героя
У героя есть цель. То, к чему он стремится. То, что герой декларирует, заявляет миру. Чаще это что-то материальное. Герой хочет закрыть внутреннюю пустоту внешними решениями.
Например, у нас есть некая женщина среднего возраста - Марина. Марина хочет выйти замуж. Это её цель.
Потребность героя
Это настоящая цель. То, что скрывается за фразой, которую мы декларируем миру. Чаще это что-то нематериальное.
Марина говорит нам, что хочет выйти замуж. Но зачем она хочет выйти замуж? Что она хочет этим получить?
Вот Марина находит подходящего мужчину. Они женятся. Но Марина не счастлива. Они разводятся. Марина находит кого-то другого, снова выходит замуж, но и тут счастья нет. Она отчаивается, забивает на идею брака и идёт работать в детский сад. Там всё хорошо, дети её любят. И именно в этом месте Марина чувствует себя счастливой. Почему? Просто Марина не хотела замуж. Она хотела, чтобы её любили. А дети любят беззаветно и чисто. Цель Марины была выйти замуж, но потребность – быть любимой.
Потребность не меняется в процессе произведения, но могут меняться способы её достижения.
В нашем примере у Марины было два способа: замужество и работа с детьми.
Ложь героя
Убеждение, ложность которого герой не желает признавать и делает вид, что потребность в чём-то другом.
Марина лжёт себе, что хочет замуж. Она не признаёт, что хочет просто быть любимой.
Призрак героя
Призрак - то, почему герой верит в эту ложь. Какое-то событие прошлого, которое заставляет персонажа встать на этот путь. Придумать себе ложь.
Например, Марина выросла в неполной семье. Мать постоянно работала, чтобы выжить. Приходила уставшая, ей было не до дочери. Тут любовью и не пахнет. А вот в семье подружки Ленки, всё хорошо. Её папа и мама любят друг друга и дочь. И у Светки всё хорошо. Так может, любовь есть только в полных семьях? Разве не хорошо иметь мужа, который будет с тобой до конца жизни? Будет любить.
Страх героя
То, чего герой боится больше всего. Страх может быть буквальный или метафорический. Кто-то боится высоты, а кто-то потерять авторитет.
Марина боится остаться одна. Одинокой старой девой.
А супермен боится криптонита.
Сокровище героя
То, что герой умеет делать лучше всех. Или лучше остальных. Уникальное качество или просто прокаченное умение. Это делает героя натуральным.
Скажем, Марина очень хорошо готовит. А выпечка у неё и вовсе божественная! Она радует этим коллег на работе, и во многом именно этим привлекла своих двух мужей.
А Шерлок Холмс хорошо играет на скрипке. Важно ли это для сюжета? Вроде бы, нет. Но благодаря этому мы лучше запоминаем персонажа.
Уязвимость героя
Уязвимость может быть физическая (некрасивая внешность, хромота, слепота) или моральная (черта характера, комплексы).
Марина считает себя толстой. Объективно, она лишь слегка полновата, её это не портит. Но убедить её саму в этом будет сложно.
Секрет героя
У героя может быть секрет. Он что-то скрывает от нас (читателей) или других персонажей.
Мы знаем, что у Марины роман с женатым начальником. Ситуация щекотливая и, конечно, она всячески пытается это скрыть. Это секрет Марины. Читатель узнаёт про роман с первых страниц произведения, но другие персонажи рассказа об этом не знают.
В конце концов, они расстаются. Марина живёт дальше, вступает в отношения с разными мужчинами. Но почему-то, когда они становятся более-менее серьёзными, она сбегает. Ещё она не любит разговоры о замужних подругах, будущем и детях. А потом мы выясняем, что Марина не может иметь детей. Она комплексует, боится из-за этого быть отвергнутой. И вот это уже «неожиданный поворот». Мы видим странности в поведении героя, но не знаем, чем они обоснованы до какого-то момента.
Парадокс героя
У героя могут быть противоречащие друг другу стремления.
Марина хочет выйти замуж, но избегает серьёзных отношений. Она боится, что её отвергнут, как только узнают о её бесплодии, и рвёт отношения раньше этой точки. Возможность выйти замуж она разрушает сама.
Если мы возьмём как пример популярных персонажей, то это просто рассмотреть в Докторе Хаусе (из одноимённого сериала). Хаус - доктор. Профессия сама по себе предполагает вежливое и гуманное отношение к людям, вежливость и помощь. Однако, Хаус ведет себя совершенно по-другому. Он грубый, необщительный и агрессивный. Его парадокс - несоответствие образа врача и фактического поведения самого Хауса.
Ключевая ценность героя
То, что для него ценнее всего. То, что он будет замечать первую очередь в других людях и мире. Оценивать всё вокруг сквозь эту призму.
Марина смотрит на знакомые пары и думает: «а любят ли они друг друга»? Как смотрят на партнёра? Помогают ли в делах? Как ведут себя на публике? Что показывают миру? Ценность Марины – любовь и семейные узы. И это то, на что она смотрит в первую очередь.
И вот так наш герой обретает краски. Он становится многогранным. Ведь всё перечисленное выше, есть у каждого из нас.
Подробнее об ареке героя можно прочитать в книге "Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство структуры, сюжета и героя" авторства Кэти Мари Уэйланд. Купить её можно, например, на ЛитРес.
Но вот знаешь ли ты, в чём твоя ключевая ценность или главный страх? Наверняка, ты никогда об этом не задумывался.
Кстати у меня есть группа вк с регулярными публикациями полезных писательских инструментов, моими мыслями и творчеством. Приходи!