В предыдущей статье я начала рассказ об одной из величайших аферисток мира - графине де ля Мотт, чье имя также связывают с Коньержери - королевским дворцом, превратившемся в тюрьму, где провели свои последние дни многие известные личности Франции. Но мадам де ля Мотт знаменита не только в связи с этой тюрьмой, в первую очередь эта авантюристка стала прототипом героини романа Александра Дюма "Ожерелье королевы".
Напомню, что орудием для выполнения своих замыслов Жанна де ля Мотт избрала кардинала Луи де Рогана, мечтавшего наладить отношения с монаршей четой (ссылку на статью, повествующую о начале увлекательных взаимоотношений кардинала и лже-графини я по традиции дам в конце этого рассказа). Благодаря Жанне между кардиналом и королевой завязалась переписка, но Луи де Роган хотел лично встретиться с Марией-Антуанеттой. Мадам де ля Мотт, выдававшая себя за близкую подругу королевы, взялась организовать эту встречу.
Воплотить в жизнь этот беспримерный по своей нахальности план Жанне помог ее супруг, Николя де ля Мотт, такой же аферист, как и его вторая половина. На одном из приемов в Пале-Рояль граф встретил очаровательную Мари-Николь Легэ, прогуливавшуюся с малышом, про которую говорили, что еще совсем недавно она была просто модисткой. По другой версии Николь занималась во дворце древнейшей профессией, что в те времена, как мы знаем, было практически нормой. Согласно третьей версии мадмуазель Легэ была дамой полусвета, или в довольно забавном переводе автора на современный язык - светской львицей. 😎Изюминкой Николь было ее сходство с Марией-Антуанеттой. Этим и решила воспользоваться семейка авантюристов.
Очаровав мадмуазель Легэ, де ля Мотт познакомил ее со своей женой. Жанна приблизила девушку к себе и даже придумала ей звучное имя "баронесса д'Олива", являвшееся анаграммой ее собственной фамилии Валуа. (Подбирала я материалы для статьи и думала: "Хорошо им тогда жилось - захотела назваться графиней, значит стала графиней; захотела баронессой - да пожалуйста!" Никто ничего не проверял. 😝Впрочем вся история, о которой я веду речь, как раз об этом)
Вскоре юную д'Олива убедили, что сама королева просит ее о маленькой услуге - невинном розыгрыше, шутке. Николь должна была встретиться в саду с мужчиной, притворившись самой королевой, и вручить мужчине розу и письмо. Девушке сказали, что сама Мария-Антуанетта будет наблюдать за этим маленьким спектаклем и, если она останется довольна, то д'Олива получит 15 тысяч ливров. Неизвестно, задавала ли мадемуазель Николь вопросы, поверила ли тому, что ей рассказали, но обещанная сумма была огромной, поэтому она согласилась.
В условленный день, а точнее ночь мадмуазель д'Оливу, одетую в муслиновое платье подобно тому, в каком Мария-Антуанетта посещала свою игрушечную ферму в Малом Трианоне, привезли в парк Трианона и оставили в укромном уголке. Вскоре к ней подошел мужчина, смиренно поцеловавший край ее платья. Дальнейшее Николь помнила плохо: она дрожала от страха и лепетала что-то бессвязное. По сценарию она должна была вручить мужчине записку и розу, но роза практически выпала из ее рук, а про записку она напрочь забыла.
Через несколько минут свидание неожиданно закончилось, и юную д'Олива увезли обратно в Париж. Что интересно - вместо обещанных 15 тысяч Жанна заплатила девушке только 4268 ливров, объяснив остальное накладными расходами.🤣 Дальше общение двух дам сошло на нет, хотя это не помешало следствию включить Николь д'Олива в число сообщников, когда деятельностью графини де ля Мотт заинтересовалось правосудие.
Кардинал же, уверенный в том, что Жанна смогла устроить ему встречу с Марией-Антуанеттой, был на седьмом небе от счастья и легко выполнял просьбы своей королевы о ссудах на "небольшие суммы" (50, а затем 100 тысяч ливров). Королева хотела помочь одному обедневшему дворянскому семейству, но боялась обратиться к королю. Надо ли говорить, что на самом деле Мария-Антуанетта и понятия не имела об этих просьбах? А вот мадам де ля Мотт приобрела на эти деньги симпатичное имение в Бар-Сюр-Об.
Тем временем парижские ювелиры Бомер и Боссанж практически погрязли в долгах из-за бриллиантового колье, которое предыдущий король Людовик XV заказал для своей фаворитки мадам дю Барри. Ожерелье состояло из 629 бриллиантов общим весом в 2840 карат и стоило оно 1 млн 600 тысяч ливров. Камни ювелиры подбирали в долг, а король умер, не успев забрать ожерелье. Его наследник Людовик XVI предложил ожерелье своей жене Марии-Антуанетте, но королева сказала, что "Франции нужнее еще один военный корабль, чем горсть бриллиантов".
Ювелиры постепенно впадали в отчаянье, не решаясь разбить ожерелье и продать камни поодиночке, но тут про ожерелье узнала графиня де ля Мотт. Дальнейшая схема была проста, изящна и дерзка до безобразия. Ближайшая подруга королевы Жанна де ля Мотт сообщает кардиналу Луи де Рогану о сокровенном желании королевы приобрести знаменитое колье. Она решила купить его, выплачивая сумму в несколько приемов, но ей необходимо было доверенное лицо, которое бы стало посредником между нею и ювелирами.
Кардинал, хоть согласился с радостью помочь венценосной просительнице, все же, прежде чем заключить договор с ювелирами, пошел за советом к знаменитому графу Калиостро, на тот момент, как я уже упоминала, проживавшему в Париже. Знаменитый маг и провидец заверил Рогана, что все сложится для него наилучшим образом. Успокоенный кардинал заключил договор с ювелирами, передал его через Жанну королеве и вскоре получил обратно - заверенный по каждому пункту лично Марией-Антуанеттой.
Что было дальше, я расскажу в следующей статье, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Другие статьи о знаменитых узниках Консьержери можно найти здесь:
Консьержери и попрошайка из королевского дома Валуа. Жанна де ля Мотт