Найти тему

Автомобили и дороги общего пользования: методы снижения уровня аварийности и количества нарушений ПДД

Почти любую задачу в части обеспечения безопасности народонаселения, его комфортного жития, удобства инфраструктуры можно решать посредством двух подходов (и их совмещением):
Первый подход: организационные мероприятия;
Второй подход: инженерно-технические решения.

Первый подход, с одной стороны, взывает (через многочисленные правила, нормы, законы) к сознательности граждан, побуждая их поступать правильно (например, соблюдать ПДД), с другой стороны, подстёгивает их (административным, уголовным и прочими кодексами) не поступать неправильно.

Второй подход решает вопрос техническими средствами, исключающими возможность неправильной реализации задачи.

Для наглядности приведём пару примеров из жизни.

Пример 1: обеспечение сохранности детских варежек.
Решение по первому подходу: многократное повторение ребёнку о необходимости следить за варежками. Минусы (в случае утери-таки): затраты на повторное приобретение, травмирование детской психики большинством (эмоционально неуравновешенных) родителей.
Решение по второму подходу: пришить к разным концам длинной резинки варежки и продеть сию конструкцию сквозь рукава (многие умные родители это делают). Минусы: отсутствуют.

Варежки на резинке
Варежки на резинке

Пример 2: обеспечение безопасности перехода пешеходов через улицу.
Решение с использованием первого и второго подходов: светофоры, зебры на асфальте. Минусы: ежегодно более 10 тысяч наездов на пешеходов совершаются именно на переходах.
Решение по второму подходу: разнесение автодорог и переходов на не пересекающиеся уровни, т.е. устройство подземных или надземных переходов. Минусы: дороже, чем светофоры и краска для зебры. Плюсы: гарантированное исключение даже самой возможности столкновения пешехода и автомобиля.

Пример надземного перехода
Пример надземного перехода
Пример подземного перехода
Пример подземного перехода

Теперь "пробежимся" по основным причинам ДТП и попробуем придумать инженерно-технические мероприятия, исключающие возможность ДТП.

Причина ДТП: Несоблюдение последовательности движения на перекрестке.
Решение: уже есть. Это устройства заграждения переезда (УЗП), которые сейчас ставятся перед железнодорожными путями. Необходимо только их модернизировать с целью ускорения (до 1 с?) процесса подъёма и опускания и поставить на перекрёстках.

УЗП. Вариант 1
УЗП. Вариант 1
УЗП. Вариант 2
УЗП. Вариант 2

Причина ДТП: Некорректная дистанция и несоблюдение норм расстояния между транспортными средствами.
Решение: уже есть. Это современный адаптивный круиз-контроль (радар/лидар + небольшой компьютер с подключением к дросселю и тормозам). Задача производителей автомобилей - оснастить каждый автомобиль такой системой. Задача нормотворцев - обязать автопроизводителей сделать это.

-6

Причина ДТП: Выезд на встречную полосу
Решение: уже есть. Это разделительные полосы с ограждением. Задача нормотворцев - вписать данное решение как обязательное в соответствующие нормативные документы.

-7

Причина ДТП: Нарушение скоростного режима
Решение: уже есть. Первый элемент - это уже ранее упоминавшаяся система круиз-контроля. Второй элемент - GPR-навигатор. Бортовой компьютер необходимо запрограммировать на ограничение максимальной скорости в зависимости от позиционирования автомобиля: машина в городе - значит не более 60 км/ч, за городом - не более 90 км/ч, на автостраде - не более 110 к м/ч. Задача производителей автомобилей - оснастить каждый автомобиль такой системой. Задача нормотворцев - обязать автопроизводителей сделать это.

-8

Причина ДТП: Движение не в соответствии с сигналами светофора
Решение: если предусмотреть подземные и надземные пешеходные переходы и заменить традиционные перекрёстки со светофорами на кольцевые развязки (преимущества см. в статье), то количество светофоров стремится к смехотворным значениям. Задача нормотворцев - вписать данные решения как обязательные в соответствующие нормативные документы.

-9

Резюме.

С одной стороны, реализация вышеописанных решений требует средств автопроизводителей, автовладельцев, градостроителей, затрат времени и, несомненно, проявления воли нормотворцев. С другой стороны, во сколько оценить потерянную в ДТП жизнь?

А какие вы, уважаемые читатели, видите возможности для замены организационных мероприятий на инженерно-технические решения, исключающие возможность неправильной реализации задачи?