Перед каждым, кто занимается предпринимательской деятельностью, рано или поздно встает вопрос о том, как защитить свой бизнес от незаконного использования. Для тех людей, для которых понятие "бренд" является не просто словом, а выстраданным экономически и физически результатом многолетней деятельности, вопрос о необходимости регистрации товарного знака обычно стоит очень остро. И чтобы принять решение правильное и осмысленное решение, нужно понимать все плюсы, которые дает регистрация товарного знака. О них мы и поговорим в настоящей статье. Итак, вместе с регистрацией товарного знака вы получите следующие гарантии:
1) Регистрация помогает защитить товарный знак от незаконного использования.
Если товарный знак не зарегистрирован, то кто угодно может зарегистрировать его на себя. Это могут быть как конкуренты, так и люди, которых в патентной практике называют патентными пиратами или патентными троллями. Это люди, которые ищут раскрученные незарегистрированные бренды для последующей регистрации товарного знака на себя. При этом у них нет цели ведения соответствующего бизнеса. Их задача получить от незарегистрированного собственника товарного знака денежные средства за возможность ведения бизнеса под своим же собственным товарным знаком.
2) Из первого преимущества автоматические вытекает второе - возможность пресечь незаконное использование товарного знака и получить компенсацию от подобных незаконных действий.
Согласно ст. 1515 Гражданского кодекса РФ, товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.
Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
3) Отсутствие риска нарушения прав третьих лиц на товарный знак. Если ваш товарный знак не зарегистрирован, однако вы продаете товар под его именем, вы подвергаетесь риску того, что тем самым вы можете нарушить права третьих лиц, которые либо продают товары под схожим, но зарегистрированным знаком, либо зарегистрируют данный товарный знак на себя.
4) Только владелец товарного знака имеет право использовать маркировку ®. Этот значок говорит о том, что товарный знак официально зарегистрирован.
Использовать данную маркировку без товарного знака нельзя. Вместо нее на товарах можно ставить ™ — trademark. В России данная маркировка никак не регулируется, поэтому использовать ее без каких-либо ограничений.
5) Законное использование товарного знака в рекламных и маркетинговых компаниях, что повышает узнаваемость бренда и увеличивает объем продаж.
6) Только владелец товарного знака имеет право давать согласие на провоз маркированного (с данным товарным знаком) товара через границу.
Только зарегистрированный товарный знак можно внести в реестр Федеральной таможенной службы. Тогда для провоза товара с данным торговым знаком нужно будет разрешение правообладателя. В противном случае таможенники не пропустят такой товар через границу. Т.о., компания может защитить себя от несанкционированного импорта.
7) Возможность превратить товарный знак в нематериальный актив фирмы.
Только зарегистрированный товарный знак можно оценивать и ставить на баланс как нематериальный актив компании. Это увеличит ее общую стоимость, а соответственно привлекательность для партнеров и инвесторов. Кроме того, оцененный товарный знак можно использовать как предмет залога при оформлении кредитного договора. По общей практике товарный знак оценивают в 5—10% валового дохода от продаж товаров под данным знаком.
8) Возможность за плату передавать права на использование товарного знака.
Без официальной регистрации товарного знака нельзя передавать права на его использование третьим лица по договору коммерческой концессии, который в народе называют франшизой.
Если продать права на использование незарегистрированного товарного знака, такая сделка в случае судебного спора будет недействительной, и продажа обяжут вернуть покупателю полученные по договору денежные средства, включая процента за незаконное использование чужих денежных средств. Кроме того, никто не запрещает покупателю франшизы зарегистрировать товарный знак на себя и обязать продавца через суд провести ребрендинг.
9) Возможность продажи товарного знака по договору отчуждения исключительного права, согласно которому может быть передано исключительное право на товарный знак в отношении всех товаров или в отношении части товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован.
10) Возможность сотрудничать с крупными торговыми площадками. Крупные торговые площадки, будь то торговые центры или интернет-магазины, сотрудничают только с владельцами зарегистрированных товарных знаков. И перед тем как повесить вывеску или разместить товар в каталоге, они запрашивают свидетельство на товарный знак. Ведь ответчиками по искам о нарушении прав на товарный знак, могут привлечь не только самих нарушителей, но и торговые площадки, где нарушители разместили товар.
Если у вас возникли вопросы по регистрации товарного знака, то вы можете на моем канале ознакомиться с одной из самых понятных и подробных пошаговых инструкций по регистрации товарного знака.
Спасибо за лайк!