Вечер накануне 31 декабря назывался Васильевым вечером. Переселенцы малоросы и белорусы называли его по-своему – Щедрецом (Щедрым вечером). В переселенческих поселках по домам вновь ходила молодежь, распевая «щедровки» - благопожелания на новый год.
Специальным блюдом Васильева вечера у переселенцев был печеный рубленый молочный поросенок, который, впрочем, по воспоминаниям старожилов, заменялся часто просто запеченой свининой и «кесарейскими кашами» - гречневой кашей с кусками свинины. Чалдоны и сибиряки, поселившиеся в нашей местности раньше, по свидетельству старожилов, не всегда соблюдали этот обычай и могли готовить «скотье мясо» - говядину, что могло объясняться тем, что часто они свиней и не держали.
Следующий день – 1 января являлся праздником в честь святого Василия Великого (Василия Кесарийского) и совпадал с гражданским Новым годом. В этот день крестьяне старались показать свою неумеренность в нарядах, в обилии блюд и напитков, а также в развлечениях, что объясняется этнографами «магией первого дня»: сытно будешь есть весь год, если вдоволь наешься в этот первый день года; хорошо будешь одеваться весь год, если нарядишься в этот первый день года и.т.д.
1 января являлся официальным выходным днем для болотнинских рабочих и служащих.
Старообрядцы, проживавшие на территории современного Болотнинского района, также отмечавшие день Василия Кесарийского, Новый год 1 января не отмечали, отмечая церковный Новый год – Новолетие 1 сентября.
В последний раз на государственном уровне встреча Новолетия, как начала государственного (светского) и церковного Нового года, в России состоялась 1 сентября 1699 года. В этом же году указами Петра Первого от 19 декабря 1699 года «О писании впредь января 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира» и от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года» были изменены дата начала Нового года, порядок, а также традиция встречи светского гражданского Нового года. Порядок летоисчисления с этого времени официально стали вести не от сотворения мира, а от Рождества Христова (текущий 7208 год от сотворения мира стал, таким образом, 1699 годом от Рождества Христова). Начало светского гражданского года было положено с 1 января, а церковного осталось без изменения – с 1 сентября. При этом григорианский календарь, на который в это время уже перешли многие страны Европы, царь вводить не стал.
6 января наступал праздник Крещения Господня или Богоявление, завершающий Святки.
Церковное значение праздника Крещения заключалось в важности засвидетельствования мессианского предназначения Иисуса Христа, совершившегося при принятии им крещения от пророка Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи) в реке Иордан. Второе название праздника – Богоявление было дано в память о сопутствующем крещение Христа чуде: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!».
В день накануне Крещения (в Крещенский Сочельник) верующими соблюдался строгий пост.
Традиционным блюдом по окончании этого краткого поста вновь была кутья (или сочиво, коливо), употребление которой в пищу на этот раз, по мнению этнографов, могло символизировать прощание с умершими предками, гостившими на Святках у своих живых потомков. Вместе с кутьей Крещение знало и другое особенное блюдо «кресты» - небольшое постное печенье в форме креста, с которыми были связаны также гадания о грядущем годе для человека. Затем вновь подавали много мяса, которое на этот раз варили. Стряпали оладьи или блины с медом. По мнению старожилов, принимать пищу на Крещение можно было только испив перед этим Крещенской воды.
Считалось, что раз в году в Крещенскую ночь вся вода повсюду единомоментно становилась святой. Уже существовала народная традиция в Крещенскую ночь окунаться в иордань – прорубь, специально устроенную на водоеме. Верили, что таким образом можно было как излечиться от болезней физических, так и «смыть свои грехи, накопившиеся за год». В это время стремились искупаться в проруби или умыться крещенской водой и те, кто на Святках переряживались и гадали, считая, что это очистит их от соприкосновения с нечистой силой. Церковь не признавала традицию окунания в проруби на Крещение церковным таинством или обрядом и прямо указывала, что очищение от грехов возможно лишь покаянием через исповедь.
В Крещенскую же ночь собирали снег, считая, что он обладает особыми целебными свойствами, сыпали его в колодцы, думая, что снег сохранит воду свежей в колодцах в течение года. Снегом могли обтираться, считая, что это сохранит здоровье и красоту.
Воду на Крещение освящали два раза. Накануне, в Крещенский сочельник – чином Великого освящения воды (Великой агиасмой), второй раз – в день Богоявления, на Литургии. В церкви воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. На водоемах воду освящали, прорубая во льду иордань – прорубь в виде креста или круга.
Завершая Святки, крещенской водой крестьяне окропляли друг друга, дома, дворовые постройки, территории усадеб, посуду, утварь, рабочие инструменты, домашних животных. Крещение, образно говоря, ставило крест на святочных контактах с нечистой силой и миром мертвых: «…обрызгивали…в избе все обрызнешь, пойдешь во двор, скотину обрызнешь…чтоб спокойно все было…скотина чтоб была здорова».
Помимо окропления святой водой, рисовали мелом или углем изображения крестов, «закрещивали»: «…крестики везде…и на ставнях, и на дверях…».
Праздник Крещения-Богоявления – 6 января, как и выходные дни на Рождество – 25, 26, 27 декабря и на Новый год – 1 января, также являлся нерабочим праздничным днем для болотнинских рабочих и служащих.
Евгений Терентьев
Подписывайтесь на канал!
Ставьте лайки!