От Рождества до отмечаемого 6 января Крещения Господня («от звезды и до воды») 12 дней подряд продолжались Святки.
По старой традиции в Святки («святое время» и одновременно «гулящие дни») крестьяне должны были провести все 12 Святочных дней в праздности, уделяя время застольям, общению друг с другом и отдыху, прерывая их лишь для ухода за домашней скотиной и самых необходимых дел. В более раннее время в Святки в деревнях сельские общества пристально следили за тем, чтобы этот запрет на труд соблюдался односельчанами. По мнению этнографов, в народном понимании 12 Святочных дней олицетворяли собой будущие 12 месяцев. От того, как будут встречены и проведены эти дни, зависело благополучие целого года.
Однако, в начале 20 века уже мало кто мог позволить себе соблюсти эту старую традицию. По воспоминаниям сельских старожилов, на Рождество, как правило, отдыхали несколько дней, после чего приступали к прерванному праздником труду. Для рабочих и служащих - болотнинцев, рождественские праздники включали 3 официальных праздничных нерабочих дня – 25, 26 и 27 декабря. В праздничные дни оставались на рабочем месте назначенные начальством дежурные (нельзя ведь было, к примеру, остановить движение поездов по железной дороге или работу почтово-телеграфной конторы, полностью закрыть торговые лавки и магазины).
25 декабря обязательными блюдами на рождественском столе были уже мясные. Особенности устройства русской печи позволяли готовить к празднику крупнокусковое жареное и печеное мясо – свинину или телятину, запекали птицу и рыбу. На столе были также телячий или свиной студень (холодец), заливная рыба. Пекли пироги – закрытые и открытые, пирожки с разными начинками – мясными, рыбными, овощными, ягодными, творожными, блины, ватрушки, калачи, пряники (…делали блины, пряники, печенье. Стряпали кроме хлеба коральки, пирожки, печенушки, шанежки, фигурки зверьков, человечков. Коральки варили в масле или пекли в печи, украшали ягодами, шаньги – круглые лепешки с более жидким на молоке тесте сверху…). Готовили разного рода закуски. Делали сырчики из замороженных творога и сметаны и ели как мороженое.
Из Томска, Новониколаевска, Болотного привозили покупные розовые пряники в форме коней, коврижки, конфеты: леденцы «лампасейки»- монпасье, «длинные конфеты» и другие.
К празднику варили домашнее пиво, гнали самогон, делали медовуху. Те, у кого были деньги, покупали вино, водку и пиво, некоторые из празднующих прямо отправлялись уже на второй день праздников в питейные заведения, если они были рядом.
Собирались «компании», везде гостей встречал накрытый стол, пели, плясали, но молодежь в этом участие не принимала, только взрослые и семейные. При входе приветствовали: «Хлеб на столе, соль на столе». Прощаясь, говорили: «Пусть у вас всегда так будет».
Уже с вечера Рождественского Сочельника в деревнях и в волостных центрах начинали колядовать и гадать.
Святочные гадания были приурочены в основном к Рождественскому (24 декабря), Васильевскому ( 31 декабря) и Крещенскому вечерам (5 января). Считалось, что это время наибольшей активности нечистой силы, к которой обращались для помощи в гадании, и поэтому святочные гадания в эти вечера считались самыми точными.
Способы гадания были разными (бросание обуви; с зеркалом; с кольцом; с петухом или курицей; по теням; по воску; по нити; с картами; с вызыванием духов; с подслушиванием; с окликиванием и т.д.), при этом основными темами гадания были две: гадание на урожай или богатство и гадание о своей судьбе. Места для гадания выбирались также разные, в зависимости от цели и способа гадания: на пороге дома, на границе усадьбы, на перекрестках, в бане, в овине, у воды, в лесу, в заброшенном доме, на кладбище. Ряд действий должен был оградить от вреда нечистой силы, например, втыкали в порог нож или топор, «чтобы черт дорогу не перешел» или на перекрестке чертили круг, используя клюку или кочергу. При этом, по словам старожилов, участники гадания должны были не только снять с себя все стягивающие тело предметы одежды и украшений, но и убрать иконы и снять с себя нательные кресты, так как они «мешали» гадать.
Колядование заключалось в посещении домов группами участников, в основном, молодежи, которые славили Христа («христославили») и исполняли «благожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев домов, за что получали ритуальное угощение со стола и деньги. Считалось, что колядование обеспечивало хозяевам благополучие в доме, а также приплод скота и высокие урожаи в поле и в огороде.
Часто колядование перемежалось с ряженьем. В старожильческих поселениях на территории Болотнинского района такие ряженые колядовщики назывались «шуликанами», а само ряженье называлось «шуликанством». В поселках переселенцев ряженье могло называться по-разному.
И старожилы, и переселенцы рядились, как правило, в одних и тех же персонажей: в «покойника» («…обрядят в белое все…лицо намажут мукой…в белую простыню завернут...»), в «медведя» («…выворачивали шубы…»), в «знахарок», в «горбунов», в «козу» и в других, заранее готовя маски, предметы костюмов и прочий инвентарь.
Хотя в обрядовых приговорах участников колядования называли «божьими посланцами», в то же время участие в колядовании в качестве ряженых, равно как и участие в гаданиях, самими участниками виделось делом нечистым и опасным.
Между тем, колядования и гадания проводились далеко не повсюду. Например, старообрядцы прямо запрещали гадания и колядования у себя. Ограничивали вольности своих «шуликанов» у себя и чалдоны, не терпевшие сопровождающих веселье ряженых разгула, разрушения общественного порядка и нанесения материального ущерба.
Церковь признавала праздничными днями все 12 дней Святок, у которых в церковном календаре было название Рождественских Святок или Двенадцати дней Рождества. Относясь благожелательно к традиции христославия во время колядования, Церковь призывала, однако, проводить Святки благочестиво: «..в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок не заводить по старинным идолопоклонническим преданиям игрища, наряжаясь в кумирские одеяния, и не производить по улицам пляски…». Не менее отрицательно Церковь относилась и к святочным гаданиям, приравнивая их к колдовству.
Евгений Терентьев
Подписывайтесь на канал!
Ставьте лайки!