Означает ли возрождающийся интерес к миграциям возврат к старомодной точке зрения на прошлое? Должны ли мы представлять себе волны вторжения захватнических армий? Вторжения, конечно, были. Многие из них засвидетельствованы в источниках.
Но мы также знакомы и с массовыми миграциями в Новый Свет и Австралию - долгое время спустя после того, как европейские государства предъявили права на эти территории. Такие мигранты не считали себя захватчиками. Наоборот, многие бежали от угнетения или бедности у себя на родине.
Если мы посмотрим на то, какие силы стояли за историческими колонизациями, мы увидим множество мотивов. Мы увидим неутолимое любопытство и желание исследовать новые земли. Мы увидим блеск золота, который на годы мог затянуть любителя приключений в лагерь в диком месте в надежде найти богатство. Мы увидим, как людей гнали с места трудные времена. Когда начиналась засуха, дождь манил как ничто другое.
Однако бывают и другие мотивы, религиозные и политические, о которых мы вряд ли можем догадаться по сохранившимся материальным остаткам. Проецировать настоящее в прошлое может быть опасно. Но если мы подумаем о множестве причин мобильности, которые существуют сегодня, это может помочь нам быть более открытыми по поводу причин миграций в прошлом. Вместо волн вторжений давайте будем более нейтрально думать о волнах переселенцев.
Мобильность бывает самой разной. Беженцы могут ринуться вперед одной отчаявшейся толпой. Если переселенцы могли позволить себе роскошь поразмыслить и что-то запланировать, то поток мигрантов мог постепенно, поколение за поколением, тонкой струйкой просачиваться в желанном направлении.
Обычная схема: первые переселенцы находят новые перспективы, а потом возвращаются домой и берут с собой семью или обменивают дорогие товары. Тогда расходятся новости о путях, по которым могут захотеть пойти другие.
Мы видим факторы, которые подталкивают людей в определенном направлении: такие, как лучший климат, источники сырья или социальные возможности, и факторы, которые выталкивают людей с мест, где они жили, - такие, как катастрофы, перемены климата и социальные конфликты.
Однако такое переселение не всегда бывает добровольным. Миллионы людей попали на американский континент из Африки в качестве рабов. Около 50000 преступников были перевезены в Америку до провозглашения Декларации независимости в 1776 г., и затем около 160000 - в Австралию. Осиротевшие и нищие британские и ирландские дети точно так же не могли сопротивляться своей участи.
Подсчитано, что за три века существования этого царства, были насильственно переселены 4,2 млн человек!
Передвижение людей может оказать огромное влияние, - или влияние, которое практически невозможно увидеть, - на культурный и генетический ландшафт места, куда они переселяются
Как миграция влияет на самоидентификацию?
Некоторые из тех, кто бежал от трудностей, могут считать себя временными беженцами, но другие могут никогда не вернуться на землю, где родились. Новая страна становится родиной для их потомков. Иногда движение, которое начиналось как расширение территории, кончается возникновением отдельных племен или народов, которые со временем могуг даже стать врагами.
Так что неизменная этническая или национальная идентичность, которую можно проследить во времени от палеолита до наших дней, оказывается призрачной.