Найти в Дзене

Празднование Рождества и Нового года на территории Болотнинского района в начале 20 века. Часть 1.

Христославы с Вифлеемской звездой в Рождественский Сочельник, открытка начала 20 века.
Христославы с Вифлеемской звездой в Рождественский Сочельник, открытка начала 20 века.

Прежде всего, во избежание недоразумений, следует пояснить календарную особенность празднования зимних праздников в то время и сегодня.

До реформы календаря 1918 года в России государством и Православной церковью одновременно использовался юлианский календарь.

После принятия Совнаркомом Декрета «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 29 января 1918 года на территории бывшей Российской империи, находившейся под контролем советской власти, после 31 января 1918 года одномоментно последовало 14 февраля 1918 года. Даты, соответствующие старому календарю, стали называть «старым стилем», а новому – «новым стилем». Накануне этих событий Церковь специальным декретом была отделена от государства и привязка государственного календаря к церковному юлианскому календарю утратила актуальность.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют нам понять отсутствие противоречия в системе празднования Рождества (25 декабря), Нового года (1 января) и Крещения (6 января) - Святок в то время, когда празднование государственного светского праздника - Нового года еще не нарушало религиозного Рождественского поста. Как известно, сегодня эта система празднования изменилась: Новый год (1 января), Рождество (7 января), Крещение (19 января), Рождественский пост сегодня приходится на 28 ноября – 6 января.

Итак, Православному Рождеству, приходившемуся в России до реформы календаря 1918 года на 25 декабря, предшествовал сорокодневный Рождественский (Филиппов) пост, начинавшийся 15 ноября.

В этот пост нельзя было употреблять в пищу мясо, яйца, молоко и молочные продукты. Во все время поста пекли хлеб. По понедельникам, средам и пятницам питались хлебом, сырыми и мочеными овощами и ягодами, сухофруктами, орехами и медом; по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям готовили супы (постные щи, рассольники), каши (пшенные, гороховые, гречневые), запекали, отваривали и жарили овощи (картофель, капусту), варили постные вареники, лапшу, пекли пироги и блины из постного теста с постными начинками, используя при приготовлении блюд в эти дни растительное масло; кроме этого, в первой половине поста, с 15 по 6 декабря, по субботам и воскресеньям, а также 21 ноября - в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы разрешалось употребление рыбы (варили уху («щербу»), запекали и жарили рыбу) и умеренное употребление вина, (по другим сведениям, рыба и вино были разрешены во все субботы и воскресенья, кроме последней недели поста).

В последнюю неделю поста исключали из пищи рыбу и вино, в понедельник, среду и пятницу исключали растительное масло.

Во все дни поста были запрещены свадьбы и гуляния.

Последняя неделя Рождественского поста совпадала с пятью днями предпразднества, церковные службы которых призывали верующих очиститься от грехов и стать свидетелями тайны Рождества Христова. Верующие готовились к исповеди и предстоящему причастию.

В последние дни Рождественского поста тщательно убирались в домах, подбеливали стены и печи, мыли и подкрашивали двери, скоблили до блеска полы, перестирывали белье и одежду, завершали все тяжелые работы.

Утром 24 декабря, в канун Рождества (в Рождественский сочельник) готовили постные блюда на вечер. В связи с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, в этот день ничего не ели до первой звезды, появлявшейся около пяти вечера, при наступлении сумерек (или окончания вечерни и Литургии в церкви, если в населенном пункте или рядом с ним была церковь).

Вечером 24 декабря на стол ставили 12 постных блюд, первым и главным из которых было сочиво («коливо»), больше известное нам сегодня как поминальное блюдо кутья – каша из зерен пшеницы или риса. Рождественскую «голодную кутью» готовили на «взваре» (отваре из ягод или сухофруктов), добавляя туда мед, ягоды и сухофрукты из взвара.

Опрашиваемые информаторы-старожилы уже в 1970-х-1980-х годах, рассказывая об этом, не совсем понимали смыла такого обычая, который, по мнению этнографов, восходил к дохристианским временам и должен был положить начало общению в Святочные праздники живых людей с их умершими предками. В пользу своего довода этнографами приводится другой обычай, сопровождавший окончание Рождественского поста, а затем и Святок: сожжение соломы во дворе усадьбы в присутствии всей семьи, которое, по поверьям, происходило также в честь умерших предков. На Рождество (начало Святок) таким образом с умершими предками встречались, а в конце Святок - таким же образом, у огня, с умершими предками, приходившими гостить к живым родственникам, прощались. Сожжение соломы в день Рождества связывается этнографами также с представлением о возрождении солнца (с началом удлинения светлого времени суток).

В ночь на 25 декабря в церквях начинали служить торжественную Рождественскую утреню. Церковное значение праздника Рождества (Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа) заключалось в чествовании рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.

Интересно, что Рождество совпадало в это время еще с одним праздником: в этот день отмечалось «избавление Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык» (от нашествия французов в 1812 году), в память о чем совершалось благодарственное молебное пение с коленопреклонением, возглашались многолетие здравствующему Императору и всему Царствующему Дому, «вечная память» Александру Первому, а также многолетие воинству российскому. Именно к концу декабря 1812 года армия Наполеона покинула Россию, и сама победа над нею к Рождеству воспринималась верующими и Церковью как Божий промысел.

Евгений Терентьев

Подписывайтесь на канал!

Ставьте лайки!