Найти тему

Празднование Нового года и Рождества на территории Болотнинского района в 1917-1991 годах. Часть 2.

Табель-календарь на 1937 год. Новый год и Рождество обычные рабочие дни.
Табель-календарь на 1937 год. Новый год и Рождество обычные рабочие дни.

С началом первой пятилетки советская власть вступила на путь «плановой, систематической антирелигиозной работы». 24 сентября 1929 года постановлением Совнаркома празднование Рождества было запрещено, вместе с Рождеством отменялась и Новогодняя елка, названная «поповским обычаем», против которой, на самом деле, в России время от времени выступала сама Православная церковь, видевшая в елке иноземный и языческий обычай.

«Теперь все мы должны бороться против елки», - сообщали издания того времени. Новогодняя елка, даже частная, оказалась под повсеместным запретом. После этого практически шесть лет в стране не было ни Нового года, ни Рождества.

Цитаты из болотнинской районной газеты «Путь Ильича» того времени: «За боевую встречу 2-й пятилетки – против буржуазного кулацкого праздника Рождества. Кому нужно рождество?» «…кому нужно так называемое «рождество христово»?...попы и сектанты используют в своих контрреволюционных целях религиозные настроения отсталых верующих…они по примеру прошлых лет, попытаются использовать рождество для того, чтобы отвлечь трудящихся от социалистического строительства…рабочие, колхозники, единоличники и все трудящиеся, боритесь с религией…в дни «рождества» будем с еще большей энергией и большевистской напористостью бороться за выполнение профинплана, за ударное окончание хлебозаготовок…за большевистскую подготовку к сельскохозяйственной весне 1933 года…».

В стране появляется новая традиция - в канун Нового года «дарить Родине свои трудовые успехи», отмечая при этом передовых тружеников грамотами, благодарностями и премиями. Подарки соответствовали времени: отрез на костюм, металлическая кровать, велосипед, чемодан.

Опрашиваемые в ходе проведения этнографических экспедиций старожилы вспоминали о времени конца 1920-х годов – 1930-х годах как о времени введения контроля за поведением верующих со стороны государственных органов и советских общественных организаций. Постепенно закрывались церкви, исчезали церковнослужители, запрещались крестные ходы и совместные молитвы. Ослушавшихся «разбирали» на пионерских, комсомольских и партийных собраниях, исключали из рядов этих организаций, выгоняли из школы, накладывали штрафы, наиболее активных могли объявить «врагом советской власти», и тогда последствия могли быть еще более тяжелыми. В результате религиозные праздники, включая Рождество, стали исчезать из памяти молодежи: «…с детства я в церкви бывал, а потом оборвалось оно…», «…перестала ходить и молитвы забыла…».

В то же время, в самом Болотном и особенно в селах Болотнинского района, вместо религиозного празднования Православного Рождества сохранялись народные святочные обряды колядования, ряжения, гаданий, ритуальных бесчинств молодежи и другое, на проведение которых представители администрации «закрывали глаза».

Неожиданно 28 декабря 1935 года в центральной газете «Правда» была опубликована статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Эта статья получила поддержку со стороны высшего партийного руководства страны.

Первым официальным документом, возрождавшим празднование Нового года и новогодней елки можно назвать Постановление ЦК ВЛКСМ «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече нового, 1936 года», напрямую рекомендующее комсомольским и пионерским организациям проведение 31 декабря 1935 года и 1 января 1936 года в школах, детских клубах и детских домах силами комсомола и пионеров с привлечением родителей и шефов школ праздничных новогодних мероприятий с устройством елки и организацией различных подарков детям. Районным секретарям комсомола были в срочном порядке разосланы телеграммы, в которых предлагалось «организовать заготовку елок, закупку игрушек и украшений».

Во многом это празднование копировало празднование Нового года начала 20 века с теми же представлениями, маскарадом, песнями, танцами, подарками, катком, горками и т.д.. Из видимых отличий были: замена Вифлеемской звезды на верхушке елки красной советской пятиконечной звездой – в дальнейшем копией рубиновой звезды со Спасской башни Кремля , использование в оформлении елки красных флажков и советской символики.

1 января 1936 года газета «Правда» разместила на первой полосе фотографию Сталина с поздравлением: «С Новым годом, товарищи, с новыми победами под знаменем Ленина-Сталина!». Это было первое новогоднее поздравление в печати населения страны лидером государства, ставшее в дальнейшем традиционным.

В том же году в Москве в Колонном зале Дома Союзов была организована первая городская московская елка, ставшая в то время Главной елкой страны для детей и молодежи, на которой появился новый главный персонаж советской елки – Дед Мороз в исполнении артиста эстрады Михаила Гаркави. Дед Мороз, конечно же, был известен уже на городских детских елках в начале 20 века (упоминания о нем присутствуют с 1910-х годов), однако, выступал не как главная фигура праздника.

Общественные елки были устроены в Москве в 1936 году в парке имени Горького и на Манежной площади.

В Новосибирске первая общественная елка была устроена в 1936 году в Первомайском сквере.

В Болотном, по воспоминаниям старожилов, в 1936 году общественная елка была устроена в саду имени Сталина, рядом с клубом Октябрьской Революции, практически на том самом месте, где в начале 20 века заливался каток для детей железнодорожников железнодорожной станции Болотная.

Из болотнинской районной газеты «Путь Ильича» от 26 декабря 1936 года в статье «Веселые каникулы» мы узнаем: «…с 1 по 10 января в школах зимние каникулы…31 декабря для учеников старших классов школа устраивает большой костюмированный вечер…инсценируется группа «11 сестер-союзных республик СССР»…1, 2, 3, 4 января – елка, наряд для которой приготовлен самими ребятами, а частично закуплен в магазинах. Все школьники получат подарки…».

В 1937 году на Главной елке страны впервые появилась и Снегурочка (спутница и внучка Деда Мороза).

В 1936-1937 годах Учпедгизом были выпущены широким тиражом многочисленные сборники статей с методиками организации и проведения елки для детей разных возрастов – детсадовского, пионерского, комсомольского.

С этого времени практика проведения новогодних елок с Дедом Морозом строго соблюдалась на всей территории СССР: от лесов и болот Белоруссии до Тихого океана и от пустынь Туркменистана и гор Азербайджана до бескрайних льдов Крайнего Севера.

Из сообщений в газете «Путь Ильича» второй половины 1930-х годов:

1 января 1937 года: «…сегодня в клубе КОР грандиозный новогодний бал-маскарад, танцы, летучая почта, серпантин, конфетти…играет духовой оркестр…за лучшие костюмы- призы!...количество билетов ограничено!...начало в 9 часов вечера – касса открыта с 1 часа дня…».

27 декабря 1937 года: «…зимние школьные каникулы в нынешнем учебном году проводится с 30 декабря по 12 января включительно…»

1 января 1939 года: «Начинаются веселые дни каникул» «…входишь в коридор с сразу чувствуешь праздничную торжественность. По обеим сторонам лестницы…пушистые елки. то там, то здесь видны группы веселых детей. Это они разукрасили здание к новому году и обсуждают как лучше нарядить свою елку. Некоторые принесли игрушки собственного изделия…»

5 января 1939 года: «Весело провели новогоднюю елку» «…веселые детские голоса раздавались в школе № 2 с раннего утра и до позднего вечера…в большом нарядном зале стояла ярко разукрашенная игрушками елка…какое счастливое и радостное детство в нашей советской солнечной стране».

27 декабря 1939 года: «Контора связи доводит до сведения граждан..что с 26 декабря открыт прием досрочных поздравительных новогодних телеграмм».

Евгений Терентьев

Подписывайтесь на канал!

Ставьте лайки!