Из томских газет за декабрь 1917 года – январь 1918 года известно, что, несмотря на всеобщее ощущение скорого начала Гражданской войны и головокружительный скачок цен на продовольственные и промышленные товары, Рождество и Новый год в Томске прошли обыденно. На базарах торговали елками; были залиты катки и горки, на которых играли оркестры; 28 декабря 1917 года в мужских гимназиях и политехническом училище прошли костюмированные балы с танцами, играми и лотереями; в Томск приехала со своими артистами известная исполнительница цыганских песен Клавдия Сурикова.
Через месяц, декретом Совнаркома от 26 января 1918 года, на всей территории бывшей Российской империи, занятой советской властью, с 31 января 1918 года был одномоментно введен в качестве гражданского календаря григорианский календарь (после 31 января 1918 года сразу же последовало 14 февраля 1918 года).
Гражданский григорианский календарь, введенный Совнаркомом, действовал на территории Томской губернии (в состав Томского уезда которой входили Ояшинская и Болотнинская (бывщая Гондатьевская) волости)) с 14 февраля 1918 года по май 1918 года – до захвата чехословацким корпусом Транссибирской магистрали и падения Советской власти в Западной Сибири, после чего на территории современного Болотнинского района в качестве гражданского календаря вновь действовал юлианский календарь.
Осенью 1918 года новое Временное Сибирское правительство (сменившее в конце 1918 года Временное правительство автономной Сибири (ВПАС), действовавшее с момента падения Советской власти в Западной Сибири в мае 1918 года) своим декретом от 31 августа 1918 года ввело в качестве гражданского календаря григорианский календарь на своей территории, включавшей и Томскую губернию, постановив считать день 1 октября 1918 года днем 14 октября 1918 года.
Можно предположить, что условиях действия нового гражданского григорианского календаря православные верующие могли впервые встретить Православное Рождество в Болотном не 25 декабря 1918 года, а 7 января 1919 года. Документально пока что, к сожалению, подтвердить или опровергнуть данное предположение невозможно.
В то же время, несомненно, что располагавшиеся с мая 1918 года по декабрь 1919 года на железнодорожной станции Болотная чехословацкие легионеры в условиях действующего гражданского григорианского календаря должны были отмечать католическое Рождество именно 25 декабря.
Восстановленная в конце 1919 года Советская власть в Томской губернии подтвердила действие декрета Совнаркома от 26 января 1918 года о введении григорианского календаря на территории Советской России, с тех пор действие григорианского гражданского календаря на территории Болотнинского района не прерывалось.
В первые послереволюционные годы елка, как атрибут Нового года, сохранялась в неприкосновенности: новогодние празднества любил Ленин. Известно, что Новый 1918 год Ленин встретил в Петрограде с рабочей молодежью на елке, устроенной в одном из училищ города. Устраиваемые лично Лениным елки в 1919 году в школе в Сокольниках и в 1920-1924 годах на даче в Горках для местных крестьянских детей хоть и не являлись примером для подражания у соратников по партии, но и не побуждали их к немедленному запрету на все елки в стране .
Можно предположить, что елка на Новый год в это время по-прежнему устанавливалась на железнодорожной станции Болотная – на вокзале и в железнодорожной школе, как это было заведено и ранее.
Что касается религиозных праздников, то и они по-прежнему продолжали отмечаться православными верующими (в том числе и болотнинцами): известно, что в советских календарях за 1919-1923 годы Рождественские религиозные праздники 7 и 8 января хоть и не были отмечены как государственные праздничные даты, но (на чем настоял 2 января 1919 года Совет профессиональных союзов) являлись выходными днями.
Введение григорианского календаря в качестве гражданского календаря и смещение праздничного Нового года, наложившегося на Рождественский пост (как и смещение всех прочих религиозных праздников), привели к осознанию Церковью необходимости календарной реформ церковного юлианского календаря. Разный подход к проведению этой реформы, в свою очередь, во многом были поводом для раскола в это время Русской Православной церкви на каноническую – Патриаршью и обновленческую церкви.
В мае 1923 года Константинопольская патриархия, также столкнувшаяся с введением григорианского гражданского календаря на территориях своих епархий в странах Восточной и Южной Европы, созвала Собор Православных Восточных церквей, на котором обсуждался календарный вопрос и было принято решение о календарной реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, «исходящий от католического папы», было принято решение ввести собственный новоюлианский календарь, разработанный югославским астрономом и математиком Милутином Миланковичем, который имел такую же разницу в сутках со старым юлианским календарем, как и григорианский-«католический». Попутно предлагалось «научным путем вычислить дату Воскресения Христова, чтобы праздник Пасхи перестал быть переходящим и совершался в одно определенное воскресенье в году».
На первом же соборе обновленцев (известном как Второй Поместный Всероссийский Собор) было вынесено постановление с 12 июня 1923 года перейти с юлианского календаря на новоюлианский календарь. В дальнейшем церковные обновленцы пользовались новоюлианским календарем в качестве церковного, что из-за совпадения дат в новоюлианском и григорианском календарях давало повод их оппонентам из канонической церкви обвинять их в том, что они в качестве церковного календаря используют григорианский календарь.
Новоюлианский календарь был формально введен 15 октября 1923 года как церковный календарь для употребления в канонической Патриаршей Церкви и патриархом Тихоном, однако, уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить» и вернуться к старому юлианскому календарю.
Церковные обновленцы в своей практике вскоре столкнулись с проблемой сочетания новоюлианского календаря с александрийской пасхалией, обязательной для православных, в основе которой лежит старый юлианский календарь. Например, в 1926 году Православная Пасха была поздней и Петров пост должен был по юлианскому календарю составить 14 дней, тогда как по календарю новоюлианскому составил 1 день. В 1929 году Православная Пасха выпала еще позже и по юлианскому календарю Петров пост составил 11 дней, а по новоюлианскому календарю должен был кончиться раньше начала. Ради сохранения Петрова поста пришлось бы праздновать Пасху по новому стилю, но это противоречило церковным канонам (новозаветная Пасха не может праздноваться раньше или одновременно с ветхозаветной Пасхой).
Тем не менее, с 1924 года во всех государственных гражданских календарях Советского Союза, в основе которых, конечно, лежал григорианский календарь, Рождество было отмечено нерабочими днями по новоюлианскому календарю, принятому обновленцами - 25 и 26 декабря, а не по старому юлианскому календарю, сохраненному канонической церковью - 7 и 8 января.
Каноническая церковь, используя юлианский календарь, во многом была инициатором появления среди своей части верующих неофициального празднования 14 января по гражданскому григорианскому календарю Старого Нового года, совпадающего по юлианскому календарю с праздниками Василия Великого и дореволюционного – дореформенного Нового года, позволявшего не прерывать Рождественский пост празднованием Нового года 1 января.
Непосредственно на сам Новый год - 1 января по новому стилю каноническая церковь отмечала память Святого Вонифатия – покровителя трезвенников. Специально так никто не планировал, дата праздника пришлась на Новый год автоматически после перевода страны на григорианский календарь в 1918 году.
Евгений Терентьев
Подписывайтесь на канал!
Ставьте лайки!