Найти тему
Николай Стародымов

Иона Московский стал первым главой РПЦ, которого избрал Собор русских епископов вопреки давлению Константинополя

560 лет назад покинул наш мир Иона Московский

Этот духовный лидер Русской православной церкви XV столетия сыграл значительную роль в истории РПЦ.

Судьба Ионы тесно связана с судьбой митрополита-кардинала Исидора, о котором недавно я рассказывал.

Дело в том, что самостоятельной Русской православной церкви в XV столетии ещё не существовало; Патриарх Московский и Всея Руси появился только полутора веками позже – основная заслуга в этом принадлежит Борису Годунову. Скажу более: на описываемое время православный мир Восточной Европы возглавлял митрополит Киевский и Всея Руси!.. А назначал его, или, в лучшем случае, утверждал, Константинопольский патриарх.

И ещё одно обстоятельство следует предварительно учесть. Митрополит звался Киевским, хотя в реальности на тот момент «мать городов Русских» - Киев утратил былой авторитет, и реально центр Православия переместился в Москву.

После этой преамбулы вернёмся к Ионе. На описываемый период он являлся епископом Рязанским и Муромским.

Когда в 1431 году умер митрополит Фотий, митрополию фактически возглавил как раз Иона. Человек русский по происхождению и по духу, он зарекомендовал себя истинным патриотом своего Отечества. Судя по всему, он в равной степени пользовался авторитетом и у духовных иерархов в лице Собора русских епископов, и у светских властей – Великим князем Московским на тот момент являлся Василий II Тёмный (Слепой).

В середине XV столетия на Руси на фоне объединительных процессов в стране шла отчаянная война за великокняжеский стол – вспомним хотя бы о том факте, что Василий стал Тёмным именно потому что соперники по борьбе за власть, в частности, Дмитрий Шемяка, лишили его зрения. Соответственно, каждый претендент старался протащить на пост митрополита своего ставленника – в идеологической поддержке правители нуждались во все времена и во всех землях.

И не всегда эта борьба светских князей за митрополичью кафедру ограничивалась только диспутами священников и взаимными поношениями – дело доходило и до смертоубийства. Так, Великий князь Литовский Свидригайло параллельно с описываемыми событиями выдвинул в митрополиты своего кандидата, епископа Смоленского Герасима, которого и поспешил отправить в Константинополь, стремясь опередить московских конкурентов. Замысел удался, и Герасим вернулся в ранге духовного лидера восточноевропейского православия. Однако, как оказалось, себе же на погибель: в результате политической грызни князей оказался в заточении, а потом всё тот же Свидригайло его люто казнил.

Подоплёка всех этих событий слишком запутана. Однако навевает на некоторые раздумья вот какой факт.

Константинополь и Ватикан уже договорились об унии Восточной и Западной церквей; и теперь требовалось, чтобы во главе всех подразделений православного мира стояли сторонники этой политики. Между тем, Иона Московский твёрдо стоял за Православие, и его не утверждали главой Русской церкви; утверждённый на этом посту Герасим ехать в Москву и активно бороться за объединение церквей не решился, и на него тут же нашёлся компромат, доведший иерарха до сожжения…

А у Константинополя уже оказался под рукой свой кандидат на пост духовного главы Руси – хорошо известный в Риме последовательный униат Исидор. Который и отправился в Москву.

Как уже рассказывалось, Исидор в Москве не прижился. После череды событий Василий Тёмный арестовал Исидора и предложил ему покаяться и отказаться от униатства. Тот отказался. Тогда московский князь позволил ему бежать и беспрепятственно выехать за пределы Руси…

Не приняла Москва и другого ставленника Константинополя – Григория Болгарина, также униата…

Вот и пришлось патриарху Иосифу II в конце концов смириться с избранием Ионы…

Впору воскликнуть в духе известного анекдота: А что – так можно было?.. Православная Русь вдруг осознала, что вовсе не обязана непременно принимать своим главой пришлого из Царьграда «варяга». И что если патриарх константинопольский вдруг пытается увести Православие в подчинение Католицизма и Униатства, это вовсе не значит, решению следует безропотно подчиниться.

Так и стал Иона первым митрополитом на Руси, которого избрал Собор русских епископов, и которого не утвердил царьградский патриарх. Он же стал последним русским митрополитом, который писался как «Киевский и Всея Руси»; его преемник Феодосий писался уже митрополитом Московским.

Ушёл из жизни Иона 31 марта 1461 года .