Здравствуйте, дорогие читатели!
Недавно я писала о всемирно известном французском художнике, нашем современнике Ришаре Бурле, о его цикле портретов дам в синем, рассказала о цитированиях, которые обнаружила, всматриваясь в его полотнах. В одном из своих портретов Ришар Бурле цитирует работу голландского художника XVII в. Яна Вермеера, а именно известнейший портрет «Девушка с жемчужной сережкой». В другом мне стало очевидно обращение к портрету Джейн Сеймур, одной из жен Генриха VIII Тюдора, приписываемой кисти немецкого живописца Ганса Гольбейна Младшего или художников его мастерской. Третий, на мой взгляд, перекликается с портретом М. Врубеля «Царевна Волхова».
Сегодня продолжу рассказ о Ришаре Бурле, вернее, о его портретах, которые можно объединить под общим названием «Дамы в красном». В этом цикле сохраняется приверженность художника изображать дам, достигших расцвета женской красоты, манера укрывать руки, даже кисти рук, при этом демонстрируя обнаженные плечи, красить губы красной или винного цвета помадой, остается любовь к причудливым головным уборам: тюрбанам и ободкам, цветочным шляпкам и огромным шляпам, плоским или же похожим на огромные коробки из-под торта. Если всматриваться в этот портрет, то кажется, что шляпа не надета на голову, а парит над нею.
Чувственность дам в красном рассредоточена. Если у дам в синем ее самым активным проявлением становятся губы, то у дам в красном это, скорее, одежда, которая одновременно и прячет наготу, и приоткрывает тело. И среди дам в красном больше становится тех, кто отчасти показывает волосы или вовсе не носит головного убора. Поэтому дамы в красном кажутся более вызывающими, стремящимися привлечь мужское внимание, чем дамы в синем.
В «Красном цикле» тоже много текстиля, который создает пространство. Мы видим простыни, подушки, ковры, занавески. Но уже появляются и другие текстуры, например, на нескольких картинах читается штукатурка или бумажные обои. И дамы в красном более, чем дамы в синем, ассоциируются с флорой: их головные уборы обильно украшены цветами или, кажется, и состоят из одних только цветов. Есть две картины, где происходит наложение топосов леса и дома: подушки, на которых возлежит героиня, трансформируются в растения, а стена комнаты на другом портрете – в ветви дерева.
Если в портретах «Дам в синем» появляются желтые и белые цвета и металлические оттенки – розоватые или бежевые, а красного в одежде или драпировке почти нет (за исключением двух портретов), то портреты дам в красном активно разбавляются разнообразными черными, коричневыми, серыми оттенками.
Исследователи неоднократно отмечали влияние на работы Ришара Бурле творчества австрийского гения – художника Густава Климта. Оно очевидно в тканях, которые, кажется, собраны из лоскутков, драпировках, расположении фигур, что одновременно и лежат, и стоят. Ришар Бурле в «Красном цикле» активно использует золотые оттенки, но при цитировании лоскутков Климта он меняет желто-золотистые тона на богатую гамму красного.
Про рассмотрении «Дам в красном» не обошлось без очередных находок! Всмотритесь в этот портрет. Никого не напоминает? А если подумать?
Ну вот, мне тоже показалось здесь цитирование мужского портрета! А именно «Автопортрета в красном тюрбане» нидерландского художника XV в. Яна ван Эйка. Кроме очевидного цитирования – головного убора – есть и другие моменты. Например, женский образ Ришара Бурле одновременно похож и на молодую девушку, и на миловидного юношу. Это показатель цитирования мужского автопортрета. Одежда может быть одновременно прочитана принадлежащей и женщине, мужчине. И еще одна очень значимая отсылка к цитированию «Автопортрета в красном тюрбане» – рама от картины за спиной девушки, рама, лишенная изображения. Потому что изображением для этой рамы как раз и является девушка в красном тюрбане.
Портреты Ришара Бурле привлекают и завораживают, их хочется рассматривать еще и еще. Может быть, это происходит именно потому, что художнику удалось передать идеал расцветшей женской красоты, чувственный и при этом полностью лишенной вульгарности.
Стихи известного английского поэта XVI в. Эдварда Спенсера, прочитанные мною и проиллюстрированные работами Ришара Бурле, а также рассказ об Эдварде Спенсере и Риашаре Бурле смотрите в созданном мною видео:
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!
Известный французский художник Ришар Бурле: дамы в синем.
Пионы, источающие свет, в живописи Азиза Сулайманова.
Акварели Ольги Новицкой о зубрах.