Традиционно Арктикой называют территории к северу от Северного полярного круга, проходящего по параллели 66°33′. Дальше этой невидимой черты можно увидеть не только завораживающее полярное сияние, но и полярные ночи по нескольку месяцев в году, когда солнце не видно даже в полдень, а из-за экстремально сурового климата заполярные земли, относящиеся к арктическому и субактическому климатическим поясам, в основной своей массе безлюдны.
Сейчас лишь порядка 4 млн. человек во всем мире проживают севернее Полярного круга, из них большая часть живет именно в нашей стране, обладающей обширными арктическими территориями с вечной мерзлотой и практически полным отсутствием растительности. Всего в российском Заполярье насчитывается порядка 40 населенных пунктов, а самым северным городом (не поселком!) России является Певек (69°42′) на Чукотке, где живут около 4,5 тыс. чел.
В СССР арктические города активно развивали по схеме американского Дикого запада - как место добычи полезных ископаемых и их переработки, морской порт или военно-морская база. В 90-е годы с переходом к дикому капитализму многие из этих мест без господдержки превратились в депрессивное гетто, откуда массового бегут жители, спасаясь от безработицы, плохой экологии и экстремального климата.
Сегодня мы расскажем вам про 5 самых крупных по числу жителей заполярных городов РФ с населением более 50 тыс. жителей, где в условиях, когда летом температура редко поднимается выше +15°, а зимой трещат морозы по -30-50° с пронизывающим ветром, продолжают жить и работать люди. Широта указана по центру города, города ранжированы но населению.
1. Мурманск (68°58′)
Население: 288 тыс.чел.
Ворота Арктики - именно так называют самый крупный заполярный город и административный центр Мурманской области. Благодаря теплому течению Гольфстрим в городе на побережье Баренцева моря расположен самый крупный незамерзающий порт Заполярья с атомным ледокольным флотом, который курсирует в т.ч. по Северному морскому пути. Именно порт является основой городской экономики.
Климат Мурманска относительно теплый для Арктики - в январе-феврале температуры редко опускаются ниже -15°, однако и лето дождливое с температурами всего +10-15°.
Также имеется железная дорога, связывающая город с центральной Россией, что является редкостью для Заполярья. В городе действует самая северная в мире троллейбусная сеть с 4 маршрутами. В 2005 году был открыт Кольский мост длиной в 1,6 км через Кольский залив, который облегчил доступ в западные районы города и Мурманской области, а также в Финляндию и Норвегию.
На пике своего развития в 1980-е годы в городе проживало порядка 450 тыс. жителей, из которых сейчас осталось чуть больше половины. Город построен на сопках и имеет сильный перепад высот. Типовая застройка представлен панельными девятиэтажками. Самое высокое здание в городе - 18-этажная гостиница Арктика. В городе находится знаменитый памятник защитникам Заполярья в годы войны высотой 31,5 метров, который ласково называют Алеша.
2. Норильск (69°20′)
Население: 182 тыс.чел.
Город был основан узниками ГУЛАГа в 1930-х годах вместе со строительством Норильского горно-металлургического комбината (нынешний Норникель), где добывают платину, палладий и никель. В 1950-60х годах вместе с открытием новых медно-никелевых месторождений население города значительно выросло. В 80-х году был открыт металлургический завод.
Норильск считается одним из наиболее холодных городов мира, несмотря на то, что находится примерно на широте Мурманска. Среднегодовая температура составляет -10°. Зимой нередки морозы до -40-50°, сопровождающиеся сильными метелями и сугробами в 2-3 метра. Из-за деятельности комбината экологическая ситуация оставляет желать лучшего.
В 80-е годы число жителей было примерно равно текущему. В 90-х годах из города уехало около 50 тыс. человек, однако из-за включения в 2005 году в состав города отдаленных поселений Талнах и Кайеркан, а также стабилизации деятельности градообразующего комбината отток населения в последние годы практически прекратился.
Интересно, что построенный первым Старый город к настоящему времени в условиях вечной мерзлоты уже почти полностью стал непригодным для жилья. До 1998 года между отдаленными поселениями, Дудинкой, аэропортом и рудником курсировали электрички по изолированной Норильской железной дороге.
Несмотря на то, что город не имеет статуса ЗАТО, въезд в него для иностранцев без особого пропуска запрещен, в связи с чем в аэропорту у всех прибывающих пассажиров проверяют паспорта. Железнодоржная и автомобильная связь с остальной Россией отсутствует.
3. Воркута (67°30′)
Население: 53 тыс.чел.
Город в респ. Коми расположен в тундре, в зоне вечной мерзлоты в 160 км от Ледовитого океана. Город получило развитие после открытия Печорского угольного бассейна, а первыми шахтерами стали заключенные Воркутлага системы ГУЛАГ. В начале 50-х годов на рудниках работали более 70 тыс. зэков. С большой землей город связывает железная дорога, однако постоянной автодороги нет. Зимой можно доехать по зимнику. Зимой средними температурами являются -20-30°, лето прохладное, облачное и ветреное.
В 80-е годы городское население переваливало за 110-тысячную отметку. После распада СССР и кризиса в угольной промышленности многие жители стали покидать депрессивный город, сделав его самым быстро вымирающим городом в нашей стране. За годы капитализма год потерял уже больше половины населения, и с каждым годом число жителей тает. По оценкам реально здесь живут не больше 35 тыс.чел., а остальные перебрались в более южные регионы и числятся только по прописке.
Повальное бегство населения из города привело к тому, что некогда крупный городской район Рудник с самой старой застройкой сейчас полностью заброшен, а квартиры в городе продают за символические 200 тыс.руб.
4. Апатиты (67°34′)
Население: 55 тыс.чел.
Город расположен в Мурманской обл. на Кольском полуострове в окружении Хибинских гор. Активный рост начался в 1950-е годы, когда была построена ТЭЦ, а также основное предприятие города - горно-обогатительная фабрика АНОФ-2 (группа ФосАгро) производящая апатитовый концентрат, из которого делают фосфорные удобрения и используют в металлургии. В 1961 году в городе получил прописку Кольский филиал Академии наук СССР, который занимался изучением геологии Кольского полуострова. Также в городе имеется ж/д узел и даже свой гражданский аэропорт.
Город лежит в области умеренной климатической зоны и имеет климат, схожий с Мурманском с относительно теплой зимой и прохладным летом. Среднегодовая температура - около 0°
В конце 80-х население города достигало 88 тыс.чел., однако в период кризиса 90-х стало резко сокращаться. За последние 30 лет город потерял около 40% жителей.
5. Североморск (69°04′)
Население: 54 тыс.чел.
В городе, расположившемся на сопках берега Баренцева моря и находящемся в 25 км северо-восточнее Мурманска, находится главная военно-морская база надводных кораблей Северного флота, поэтому он имеет закрытый статус ЗАТО и обнесен по периметру колючей проволокой с КПП. Основная масса жителей города - военные моряки и их семьи, а посторонний может сюда попасть лишь по пропуску, например, в составе экскурсионной группы. Благодаря статусу ЗАТО в городе почти нет преступности.
На центральной площади расположился симовл города - памятник с моряком-североморцем в бескозырке, который местные также зовут Алешей. Жилой фонд представлен 5-этажными сталинками, хрущевками и обшарпанными 9-этажками.
👍 Подписывайся, ставь лайк, сделай репост в соцсетях!
Еще: 5 крупнейших городов РФ, не являющихся столицей региона