Найти тему
К мечтам!

Новейший российский двигатель ПД-14 для МС-21. Какие здесь новые технологии?

15 декабря 2020 года состоялся первый полет авиалайнера МС-21 с двигателем ПД-14. И это двойное вдохновение, так как давно не появлялось у нас действительно своих авиационных моторов.

Новый полностью российский авиадвигатель ПД-14 начал официально разрабатываться с 2008 года. Головным разработчиком являлся АО «ОДК-Авиадвигатель» (Пермь). Научное сопровождение также обеспечивали следующие организации: ФГУП «ЦИАМ», ФГУП «ЦАГИ». Разработчик материалов: ФГУП «ВИАМ».

ПД-14 на выставке в Жуковском
ПД-14 на выставке в Жуковском

Осенью 2018 года двигатель завершил испытания и получил сертификат качества.

Поскольку перед производителями двигателей была поставлена задача выйти на уровень конкурентов, то работа была проведена огромная и результаты только радуют.

Летающая лаборатория Ил-76 испытывает ПД-14
Летающая лаборатория Ил-76 испытывает ПД-14

Для ПД-14 было специально разработано более 15 новых технологий. Вот лишь некоторые из них.

  • Так, лопатки турбины высокого давления имеют улучшенную систему охлаждения, что позволяет работать при температурах 2000 Кельвин (почти 1700 градусов Цельсия).
  • Кроме того, были созданы пустотелые лопатки вентилятора с широкой хордой из титанового сплава, и благодаря этому удалось повысить КПД вентиляторной ступени на 5% в сравнении, например, с ПС-90.
  • Для двигателя была разработана малоэмиссионная камера сгорания из интерметаллидного сплава. Напомню, что интерметаллиды, это не сплавы, а химические соединения металлов с фиксированным отношением между компонентами.
  • В гондоле двигателя применяются звукопоглощающие конструкции из российских полимерных и композитных материалов.
  • Были созданы новые керамические покрытия на деталях горячей части;
  • Кроме того, были использованы полые лопатки турбины низкого давления.
-3

Характеристики двигателя:

  • Диаметр 1,9 метра
  • Сухая масса 2,9 тонны
  • Тяга 120-180 кН на взлетном режиме (в зависимости от модификации)
  • Степень двухконтурности: 8
-4

Итак, первый постсоветский двигатель, имеющий характеристики на уровне мировых, создан. Сертификация МС-21 продолжается. Надеемся на ее успешное прохождение в ближайшие годы.

-5