15 декабря 2020 года состоялся первый полет авиалайнера МС-21 с двигателем ПД-14. И это двойное вдохновение, так как давно не появлялось у нас действительно своих авиационных моторов.
Новый полностью российский авиадвигатель ПД-14 начал официально разрабатываться с 2008 года. Головным разработчиком являлся АО «ОДК-Авиадвигатель» (Пермь). Научное сопровождение также обеспечивали следующие организации: ФГУП «ЦИАМ», ФГУП «ЦАГИ». Разработчик материалов: ФГУП «ВИАМ».
Осенью 2018 года двигатель завершил испытания и получил сертификат качества.
Поскольку перед производителями двигателей была поставлена задача выйти на уровень конкурентов, то работа была проведена огромная и результаты только радуют.
Для ПД-14 было специально разработано более 15 новых технологий. Вот лишь некоторые из них.
- Так, лопатки турбины высокого давления имеют улучшенную систему охлаждения, что позволяет работать при температурах 2000 Кельвин (почти 1700 градусов Цельсия).
- Кроме того, были созданы пустотелые лопатки вентилятора с широкой хордой из титанового сплава, и благодаря этому удалось повысить КПД вентиляторной ступени на 5% в сравнении, например, с ПС-90.
- Для двигателя была разработана малоэмиссионная камера сгорания из интерметаллидного сплава. Напомню, что интерметаллиды, это не сплавы, а химические соединения металлов с фиксированным отношением между компонентами.
- В гондоле двигателя применяются звукопоглощающие конструкции из российских полимерных и композитных материалов.
- Были созданы новые керамические покрытия на деталях горячей части;
- Кроме того, были использованы полые лопатки турбины низкого давления.
Характеристики двигателя:
- Диаметр 1,9 метра
- Сухая масса 2,9 тонны
- Тяга 120-180 кН на взлетном режиме (в зависимости от модификации)
- Степень двухконтурности: 8
Итак, первый постсоветский двигатель, имеющий характеристики на уровне мировых, создан. Сертификация МС-21 продолжается. Надеемся на ее успешное прохождение в ближайшие годы.