Найти тему
Приметы и Суеверия

Как вы назовете своего ребенка, такой и судьба у него будет (часть вторая)

Оглавление

В предыдущей статье мы выяснили, как и почему наши предки славяне называли своих детей. Теперь продолжим наш разговор.

Имена-заменители

Пращуры полагали, что имя может защитить своего собственника. Поэтому была распространена традиция пользоваться именами-заменителями, такие имена присваивали детям. Они были почти оскорбительными (Горюн, Болезнь, Беда), чтобы злые силы, услышав имя, обходили стороной непривлекательного ребенка. Имя могло носить и охранную функцию (Некрас, Неждан), то есть быть нежеланным, чтобы разочаровать болезнь и смерть, и заставить их искать себе достойную жертву в другом месте. Если ребенок заболел, плохо рос, то проводили обряд перемены имени, надеясь на то, что с прежним именем уйдут все беды, которые преследовали малыша.

Больше интересных статей о приметах и традициях разных народов мира вы можете прочесть на нашем сайте Суеверия

Древние славяне обычно стремились скрыть имя новорожденного ребенка, прежде всего, чтобы защитить его от нечистой силы, которая может нанести порчу на имя. Поэтому до момента проведения обряда старались никому не говорить имя малыша, чтобы не навредить ему. Кроме того на Руси было принято скрывать имя (данное во время обряда), выставляя напоказ ненастоящее. Даже жены в браке не называли мужа настоящим именем, использовали для этого такие слова, как муж, хозяин и т.д. Эта традиция определенным образом (неосознанно) дошла и до наших дней. Например, родители редко называют ребенка полным именем, используя для этого уменьшительные ласковые формы, а среди супругов есть привычка называть друг друга нежными кличками.

Наши прародители знали, что новорожденному ребенку нельзя давать такое же имя, как у кого-то из членов семьи. В противном случае кто-то из них может умереть. Основанием такого запрета, очевидно, служила вера в то, что у каждого имени есть свой ангел-хранитель, который не может охранять сразу двух людей, живущих под одной крышей. В современном обществе считают немного иначе: сейчас полагают, что не следует называть сына именем отца, то есть, чтобы имя и отчество были разными.

Кроме того, полагают, что людей с одинаковыми именами объединяет схожая судьба, поэтому нельзя называть детей в честь недавно умерших близких родственников – чтобы живые не умерли. Особенно боялись называть ребенка именем утопленника. Такое же объяснение имел и запрет называть новорожденных именами умственно отсталых людей или отпетых пьяниц. Тем не менее, традиции позволяли называть ребенка именем умерших дедушек или бабушек, если они прожили счастливую жизнь, поскольку хорошая судьба наследуется через поколения.

Смену имени использовали, как инструмент практической магии. В народной медицине ее считали средством «перерождения» человека, то есть, средством которое помогало разорвать связь с болезнью человека и демоническими силами. Например, на Закарпатье тяжело больного ребенка символически «продавали» в семью, где жили здоровые дети, называя его при этом новым именем. Чтобы уберечь ребенка от смерти, в семьях с высокой детской смертностью, его переименовывали.

Собственное имя могло уберечь и от змей: в некоторых южных регионах использовали так званый обряд самооклика. Если весной, впервые после зимы видели змею, надо было громко прокричать свое имя, чтобы в течение года змеи держались от человека на расстоянии голоса.

Влияние христианства на выбор имени

-2

Позже обычай присвоения имени стал известен под названием «идти за именем». Кроме родителей в нем принимала участие бабка-повитуха. Когда присвоение имени стали связывать с обрядом крещения, его стали называть «идти за молитвой». Одной из разновидностей такого обычая был выбор имени бабкой-повитухой вместе с кумовьями.

В христианской традиции имя является категорией личностного бытия. Евангелие от Матвея повествует, что в двенадцатый год до Рождества Христова царь Август объявил перепись населения во всей стране. Плотник Иосиф с женой Марией, которая должна была родить ребенка, отправились в Вифлеем чтобы записаться, как наследники рода Давида. В Вифлееме сделали пророчество, в соответствии с которым Мария родила сына по имени Иммануил, что означает «с нами Бог».

В процессе христианизации Руси (во время крещения младенцев) духовенство давало имена по составленным монахами календарным святцам (они содержали около 1100 имен). Церковь толерантно относилась к тем именам, которых не было в святцах, однако старалась избегать имен мучеников. В течение длительного периода на современных украинских землях бытовали двойные имена: православные (их давали во время крещения) и славянские («мирские»). Это подтверждают древнерусские летописи, в которых упоминаются киевские князья Владимир Святославович (после крещения – Василий), Ярослав Мудрый (после крещения – Георгий), Всеволод Ярославович (после крещения – Дмитрий).

После принятия христианства ритуал присвоения имени преимущественно проходил следующим образом. Баба-повитуха сама или с кумовьями или только кумовья шли с подарками (хлебом, пшеном и курицей) к священнику чтобы получить имя. Следует заметить, что полученное имя, обязательно должно было благотворно влиять на судьбу новорожденного. Таким именем было имя святого или того, которого в скором времени должны причислить к лику святых, или же имя знаменитого человека.

Обычай давать имена отражал определенные моральные нормы. Например, внебрачного ребенка называли некрасивым (нечеловеческим именем). Таким именем нарекали и в том случае, когда в церковь не приносили дары или же если семья, в которой родился ребенок, чем-то провинилась перед церковью или общиной. Впрочем, красивое имя можно было, и выпросить у попа за определенное подношение. Как бы то ни было, вернувшись домой, баба-повитуха поздравляла родителей и объявляла день крестин.

Если родители самостоятельно выбирали имя, они стремились обеспечить ребенку защиту ангела-хранителя. Соответственно, выбор «правильного» имени символизировал развитие ребенка, в отличие от «ошибочного», которое ассоциировалось со смертью и болезнями.

Сейчас, выбирая имя для ребенка, руководствуются следующими традициями:

· семейными: в честь предков – дедушек, бабушек, родителей или близких родственников;

· христианскими: в честь святого, которого считают небесным защитником земли.

Кроме того, новорожденных называют в честь знаменитых людей.

Самыми популярными мужскими именами у современных славян является имя Иван. В переводе с древнегреческого – Ягве (Бог) сжалился, Ягве (Бог) помиловал, дословно: Божья благодать, дар богов. Наиболее популярное женское имя – Анна, оно имеет древнееврейское происхождение и обозначает: он был милостив.

Несмотря на то, что прежде имя связывали с судьбой человека, сейчас под воздействием христианских традиций полагают, что роковой зависимости судьбы от имени не существует. А как считаете вы?

Вы неслучайно попали на наш канал ибо случайностей не бывает. Подписывайтесь на канал и добро пожаловать в мир знаний наших предков ! Советуем посетить сайт Sueveria.com где вы найдете много полезной и увлекательной информации.