Книга Бытия, Глава 7, стихи 1-5
01 И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;
02 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
03 также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли,
04 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
05 Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему.
И снова книга Бытия поражает своей лаконичностью! Какой малый объем текста, и сколько в нем пищи для размышлений! На мой взгляд, этот отрывок, с одной стороны, демонстрирует возможность послушания, а с другой - подчеркивает его важность.
Перед Ноем стоит во многих смыслах непростая задача - ему и животных собрать надо, и при этом отрешиться от всего того, что связывало его с миром, при этом принять это решение нужно и за семью тоже.
Что же касается до другой стороны послушания - его важности, можно увидеть, что все это происходит с Ноем потому что Создатель увидел его праведным.
И на мой взгляд, тут специально не раскрывается по пунктам, что такое праведность и что есть чистое животное, чтобы оставить эти параметры во-первых, переменными, а во-вторых, незначительными и тем самым отвести от них суть повествования.
Книга пророка Исайи, Глава 9, стихи 9-21, Глава 10, стихи 1-4
09 чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят:
10 кирпичи пали - построим из тесаного камня; сикоморы вырублены - заменим их кедрами.
11 И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит:
12 Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
13 Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.
14 И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день:
15 старец и знатный,- это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.
16 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.
17 Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они - лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
18 Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.
19 Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.
20 И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
21 Манассия - Ефрема, и Ефрем - Манассию, оба вместе - Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Глава 10
01 Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,
02 чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
03 И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?
04 Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Какой страшный отрывок в этот раз... Я почувствовал, что пророк будто бы намекает на выход из ситуации для своего народа того времени. Несмотря на все действующие на тот момент неприятности, будет еще хуже, и намного. И несмотря на эти неприятности и горести того времени, народ по-прежнему не может одуматься и обратиться уже за помощью и за милостью к Богу.
Одно дело - смириться перед обстоятельствами и прекратить любые попытки их изменения. Другое - точно так же смириться с обстоятельствами, но направить свои внутренние силы на молитву, принять их надежду на воссоединение с Богом.
Книга Притчей Соломоновых, Глава 8, стихи 32-36, Глава 9, стихи 1-11
32 Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33 Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34 Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35 потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
36 а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть".
Глава 9
01 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
02 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;
03 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
04 "кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала:
05 "идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;
06 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".
07 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.
08 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
09 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум;
11 потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.
Мне особенно понравился последний стих сегодняшнего чтения - на мой взгляд, человек, ищущий мудрость, живет более долгую жизнь в сравнении с тем, кто большинство дней проживает впустую. Для меня всегда во время путешествий восприятие времени будто останавливается. Три дня по насыщенности могут быть сопоставимыми с пятью днями рабочей недели. Мозг как будто начинает проматывать события, которые повторяются. И хотя по долгу службы задачи, с которыми я сталкиваюсь, сильно отличаются друг от друга, но все равно время летит очень быстро в попытках их решения. А вот если кардинально сменить деятельность, то уже становится очень интересно.
Насыщенность - это для меня характеристика прожитого дня, по которой как раз можно понять, был ли прожит день по-настоящему и удалось ли насытить свою душу крупинками мудрости, или же день прожит пусто и насытить удалось лишь тело...