Сегодня мы с вами разберем самые популярные и часто встречающиеся страхи начинающих художников.
1. Страх чистого или белого листа
На самом деле это комплексный страх, который включает в себя целую череду страхов, которую можно поделить условно на две категории:
- страх неопределенности
- страх неудачного результата
Неопределенность, как правило, появляется из-за нехватки опыта. А откуда берется опыт, думаю, известно. Нужно постоянно пополнять багаж необходимых вам знаний и очень много рисовать. При этом необязательно рисовать именно полномасштабные работы, достаточно просто завести удобный и действительно рабочий скетчбук и регулярно в нем практиковаться.
Скетчбук - альбом, тетрадь или блокнот с чистыми листами, предназначенный для тренировки и прокачивания своих художественных навыков. Можно сказать, это своеобразный личный дневник художника, который он пишет только для себя.
В скетчбуке необходимо делать наброски, смешивать и комбинировать между собой различные оттенки и полностью отдаваться рисованию без оглядки на результат и чем чаще, тем лучше.
Совет: скетчбук лучше никому не показывать, так как он не предназначен для демонстрации возможностей художника и это полноценный черновик, полный каракулей, эскизов, ошибок и неудачных рисунков в том числе. Скетчбук не обязан быть красивым, чистым и ждущим своего звездного часа на полке, ведь главная задача скетчбука - быть всегда под рукой и заполняться по мере возможности всем, чем угодно вашей душе.
Так же не стоит бояться испортить скетчбук, наделав в нем какие-то ошибки. А если этого сделать никак не получается, то можно попробовать изменить свое отношение к огрехам и к своим неудачным работам, так как именно ошибки - это неизбежный спутник каждого, кто учится чему-то новому. Они позволяют нам расти, развиваться и делать какие-то выводы и приобретать в результате необходимый опыт и навыки.
В мире благодаря ошибкам было сделано огромное количество открытий и изобретений. Так почему мы так боимся их? Все дело в том, что нас с детства приучают к тому, что ошибки - это не есть хорошо. В той же самой школе нам ставили плохие оценки и, конечно, спустя годы мы искренне считаем, что путь к успеху лежит только через безупречные ответы и решения.
В таких условиях просто необходимо абстрагироваться, перешагнуть через себя и посмотреть всем страхам и сомнениям в лицо.
Совет: если вам действительно сложно начать и особенно жалко испортить нетронутый новый скетчбук, то начните рисовать со второй страницы, а первую оставьте чистой.
2. Страх испортить дорогие материалы или не соответствовать этим материалам
У этого страха есть две возможные причины:
- Относительно высокая стоимость материалов
- Неуверенность в соответствии навыка рисования к выбранному материалу
Что касаемо высокой стоимости материалов - на самом деле с ней все проще, чем может показаться. В продаже есть огромное количество арт-материалов недорогих, но при этом достаточно качественных. Оптимальный выбор поможет вам не смущаться и не испытывать дискомфорт в процессе рисования.
Например, ватман может послужить заменой дорогой профессиональной бумаге. Для того, что бы получить отличный результат, не нужны материалы премиум класса - будет достаточно иметь в арсенале качественные бюджетники.
А вот плохие арт-материалы могут вызвать раздражение или вообще отбить напрочь все желание творить. И если вы финансово не можете себе позволить материалы проф линеек, это не повод расстраиваться и не рисовать, ведь на рынке существует масса достойных аналогов.
Но финансовая составляющая - это, на самом деле, лишь вершина айсберга. И эта причина не всегда является первостепенной перед страхом материалов профессионального уровня. Нередко рисующие пасуют перед такими материалами из-за неуверенности в собственных силах. Им кажется, что тратить профессиональные материалы на черновые и пробные зарисовки - это кощунство.
Такое отношение складывается из-за непонимания того, что профессиональными арт-материалы называются не потому что они предназначены для исключительно для профессионалов, а потому что обладают параметрами, подходящими даже для профессионалов.
Ведь ошибочно полагать, что компьютеры предназначены только для программистов, хорошая и дорогая кухонная посуда только для поваров, а спортивные машины исключительно для гонщиков. Абсолютно все арт-материалы предназначены для всех и каждого, кто может себе их позволить и они созданы именно для того, что бы вы ими пользовались.
3. Страх осуждения и критики со стороны окружающих
Это третий и последний страх всех творческих людей и, пожалуй, самый серьезный и болезненный.
Можно сказать, что это наиболее распространенное и самый опасное переживание, с которым может столкнуться художник. И оно опасно не только тем, что буквально парализует индивидуальность рисующего, лишая возможности свободно себя выражать, экспериментировать и творить. Коварство страха критики заключается еще и в том, что зачастую его наличие отрицается самим рисующим, так как ошибочно расценивается им как постыдное свидетельство слабости или ранимости.
За громогласными словами "мне плевать, что скажут о моих работах, говорите, что хотите" может скрываться очень болезненная внутренняя реакция на малейшее замечание.
Совет: возьмите себе за правило считать, что непрошеная критика отправляется куда угодно, только не туда, куда она изначально была направлена - не в уши автора. Даже самые адекватные комментарии и конструктив должны пройти мимо, если автор не был к ним готов и не просил об обратной связи и рекомендациях.
Многие любители покритиковать чужие работы часто оправдывают это тем, что автор же выложил свою работу в интернет, значит априори должен быть готов к шквалу критики и негатива, ведь это публичное пространство. У таких людей хочется спросить, а будут ли они готовы к шквалу критики и негатива, выходя на улицу? Считают ли они, что каждый в праве указать на них пальцем и обсудить, то как выглядит тот самый любитель критики, лишь на том основании, что он вышел на улицу, это же публичное пространство. Скорее всего, нет.
Так и с работами в интернете тоже самое. Работы публикуют в первую очередь для того, что бы поделиться частичкой себя с окружающими и никто не хочет в ответ на это получить негатив. Все хотят получить поддержку, попросить дельного совета, но точно не отрицательные эмоции.
Поэтому, если у любителя критики плохое настроение или работа совсем не понравилась, лучшее, что можно сделать - это пройти мимо.
Совет: смело игнорировать непрошеных "гостей" и их осуждения и негатив, ведь подобные нападки - это всего лишь троллинг и обыкновенное хамство, причем чаще всего качество обсуждаемой работы совсем не при чем. Такие люди пишут гадости из-за зависти, чувства собственной никчемности и безнаказанности, да и просто по глупости.
Их выпады - это не критика, это всего навсего хейт и хамство. Не стоит вышеперечисленное путать с конструктивным обоснованием, ведь это не попытка указать на ваши ошибки, а обычная травля, цель которой опустить автора на собственный уровень и разделить с ним накопленный негатив.
У профессионалов, как правило, нет времени подробно оценивать и комментировать чужие работы.
Запомните, такие комментарии характеризуют только их авторов, а к вам не имеют никакого отношения.
А вот адекватную критику, дельные советы нужно научиться воспринимать, ведь подобные слова действительно могут быть для нас полезны.
И помните самое важное - в мире много людей и обязательно найдется тот человек, кто оценит и полюбит то, что вы делаете.
Благодарю за прочтение статьи!
Еще вы можете так же прочитать:
ТОП-5 приложений для рисования на платформах iOS и Android