Здравствуйте, уважаемые гости канала! Сегодня я хочу вам предложить ещё один рассказ от моей читательницы, Ирины Леонидовны, которая заочно знакомит меня с достопримечательностями Москвы. Надеюсь, что и вам это будет интересно. Далее - текст Ирины Леонидовны.
Я читала еще одну из Ваших старых статей, "Разрушительная сила красоты", помните? И вдруг увидела там одну очень дорогую мне фамилию. Фамилию человека, которым должна бы гордиться вся Россия, но плоды трудов которого постепенно уходят в историю, при разных попытках спасти их нашими современниками. Я имею в виду Лавра Дмитриевича Проскурякова.
Лавр был одним из 18 детей в семье сельского священника. Окончив четыре класса Воронежской духовной семинарии, что приравнивалось к полному гимназическому курсу, он подал прошение на выход из духовного звания и отправился в Санкт-Петербург. Там с рекомендацией управления образования, выданной отличнику учёбы, он на общих основаниях поступил в Петербургский институт путей сообщения.
Еще во время учебы в институте Проскуряков начал выполнять первые проекты мостов и придумывал новые конструкции, которые позже применил при строительстве Транссиба. Его мост через Енисей - это одно из замечательных сооружений в России как по своей грандиозности, так и по трудности условий его постройки.
Проскурякову на Всемирной выставке, где экспонировалась модель этого моста, сам знаменитый Эйфель - строитель всемирно известной башни в Париже заявил, что признает его победу над собой!
Мост через Енисей простоял более 100 лет, а в 2007 году его разобрали и сдали на металлолом. Но Лавр Дмитриевич строил железнодорожные мосты и через другие реки: Волгу, Оку, и даже Амур, не говоря уже о менее широких реках. И (какое счастье!) он и в Москве построил два моста-близнеца.
Они существуют до сих пор, правда уже совершенно в другом качестве. Дело в том, что не зря его мосты разбирают сейчас один за другим: срок службы железнодорожных мостов ограничен и не превышает 100 лет. Ведь они подвергаются сумасшедшей нагрузке, и наступает момент, когда их дальнейшая эксплуатация становится просто опасной. Но, к счастью, в разных краях по-разному, но стараются сохранить память о них. Так в Хабаровске создали музей одного моста, для этого сохранили одну из его могучих ферм рядом с Амуром и выставили старые фотографии и документы.
А у нас пошли другим путем: когда было принято решение о реконструкции Окружной железной дороги и приспособлении ее для начала пассажирского движения (это сейчас МЦК), оба "проскуряковские" моста заменили на новые, но по возможности, приблизили к ним их облик, а их самих оттащили в разные стороны по Москве-реке и сделали пешеходными.
На схемах ниже - большая петля Москвы-реки около Лужников (вот такая наша река, она и у Коломны, при впадении в Оку также петляет, когда в соседней петле какая-нибудь баржа плывет, можно подумать что она просто по полю движется - очень любопытно!).
На схемах реку пересекает желтая полоска, на которой написано ТТК - третье транспортное кольцо. Параллельно черным помечена Окружная железная дорога. Там, где она пересекает реку, и были проскуряковские мосты, а теперь - новые. На первой схеме передвинутый Пушкинский мост обозначен четко - немного выше и правее ж.д. На самом деле- ниже по течению. А вот мост Богдана Хмельницкого у них не влез. Поэтому пришлось вторую схему прибавить, там он обозначен просто белой полоской, на самом верху схемы слева - недалеко от Киевского вокзала (немного под углом к реке). Его увезли против течения и довольно далеко.
Конечно, не обошлось без потерь, на мой взгляд. Во-первых, их застеклили, чем, конечно, изменили их облик.
А во-вторых, уже нет того простора, которым "замыкался" вид на Андреевский мост и отдаленные отроги Воробьевых гор, вид, которым я всегда так любовалась, проезжая по Крымскому мосту. Зато теперь очень хорош вид в обратную сторону, с этого моста в сторону центра.
Еще хотела сказать, что архитектором обоих проскуряковских мостов был А.А. Померанцев - архитектор всей Окружной дороги и здания ГУМа.
А Лавр Дмитриевич Проскуряков дожил до 1924 года, похоронен на нашем Новодевичьем кладбище, совсем рядом с одним из его детищ - тем местом, где раньше находился Николаевский мост.
Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё:
- Разрушительная сила красоты