Найти тему
Табором в Европу

Финская медицина глазами пациента

В начале декабря, ровно через 4 месяца после переезда в Финляндию, нам наконец представился случай оценить финскую медицину с обратной стороны, то есть со стороны пациентов.
Утром в среду наш средний 6-летний сын Вова проснулся в обычное время, то есть в 6.30, и сразу пожаловался на боль в животе. Надо заметить, что Вова вообще ни разу не нытик, и хотя ему ужасно хочется утром поваляться и посмотреть мультики, он стоически переносит разочарование, собирается и в 7 утра уезжает в сад.

Это наш Вова :)
Это наш Вова :)

Поэтому родители молча переглянулись и сразу пошли смотреть Вовин живот. Живот болел справа в нижней части, в подвздошной области, там же реагировал на пальпацию чувствительностью, лёгким напряжением мышц, наморщиванием носа и писком "ай". Впрочем, наморщивание и писк были из головы.
Температуры не намерили, хотя вроде показалось, что горячеватый. Но электронные градусники довольно капризные, решили потом перемерить. Лицо было весьма бледное, подташнивало. Сразу стали вспоминать, что ели вчера. Все ели одно и то же, ничего подозрительного, ничего вредного. Остальные чувствовали себя хорошо.

В течение следующего часа однократно был размягченный стул, а также рвота ничем, так как ничего не ел. Живот продолжал болеть, на диване ребёнок лежал скрючившись, потому что при разгибании правой ноги боль усиливалась. При пальпации та же картина. Решили показаться врачу, так как очень уж всё похоже на аппендицит. Надо уточнить, что никакой страховки у нас нет, Кела-кортти, дающая права на социальные блага, детям не положена, пока нет котикунты (смотри статью про финскую бюрократию), покупать страховку в России было бессмысленно. Сидели и пытались скалькулировать в голове, во сколько нам обойдётся осмотр врача здесь и операция в Оулу, да ещё и койко-дни ребёнка и мамы. Но вариантов не было. Я собрала вещи в рюкзак на себя и на ребёнка на три дня на случай немедленной госпитализации.

В больницу приехали в 7.45, пришли в дежурное отделение, оказались самыми первыми. Но из-за отсутствия Кела-кортти сначала пришлось долго заполнять бумаги, копировать наши документы, вносить их в программу. Поэтому первой успела пойти на приём уже следующая пациентка. Она просто приложила Кела-кортти к считывалке и сразу уже была внесена в электронную очередь.

Больница г. Раахе, приёмное отделение
Больница г. Раахе, приёмное отделение

А мы сидели в зале ожидания, Вова у меня на руках скрючившись, и смотрели утренние новости. В 8.30 нас позвали за дверь, медсестра из лаборатории взяла кровь из вены и отправила обратно в зал. В 9.00 пришёл медбрат и повёл нас в комнату предварительного доврачебного осмотра. Измерил температуру, пощупал пульс, чуть-чуть живот. Поцокал языком, дал баночку для мочи и провёл в другой зал ожидания, внутренний. Мы собрали мочу, Вова сел смотреть мультики на телефоне, всё такой же бледный и непривычно тихий, а я начала вышагивать по коридору, потому что слегка нервничала.

В 9.30 пришёл молодой доктор и позвал нас в кабинет. Ещё раз подробно спросил анамнез, посмотрел и послушал, пощупал живот, убедился, что есть напряжение мышц. А потом сообщил, что в анализах (которые уже были готовы, конечно) есть лейкоцитоз 16.9 (норма до 14), и это действительно похоже на аппендицит. Но так как нормальный СРБ (С-реактивный белок, очень чуткий воспалительный показатель), то он диагноз "воспаление" не может поставить. Нам предложили пойти домой, дать ребёнку Панадол или Бурану (любимые лекарства) и прийти завтра утром. Увидев мои округлившиеся над маской глаза, сказал, что так и быть, если будет хуже, то можно и сегодня вечером показаться. Выписал мне больничный на 1 день. Ну и всё, в 9.40 мы пошли домой. Честно говоря, мы с мужем были малость в шоке.

Обычный кабинет дежурного врача
Обычный кабинет дежурного врача

Ведь день Вовик валялся на диване, ничего не ел, был бледным и несчастным. Хныкал, что болит живот, хотя вроде без усиления боли. К 6 вечера состояние не изменилось, а наша тревожность уже зашкаливала, ехать в больницу не хотелось, там толпа народу, поэтому решили на свой страх и риск дать антибиотики. Я вспомнила, что одна моя знакомая ужасно боялась операции и лечилась именно так. Правда, так делать ни в коем случае не рекомендуется, так как очень возможны осложнения и хронизация аппендицита!

Но тут ситуация у нас была необычная. Слава богу, дома оказался нужный препарат. К вечеру ещё поднялась температура, по ощущениям до 37.8-38.0. Электронный градусник погрыз Даниил Юрьевич, и он сдох. Пока папа бегал за новым, я впихнула в Вову Панадол и заодно антибиотик, так что температура быстро снизилась, боль уменьшилась, и Вова начал скакать с братьями и орать. Ну то есть вернулся в свое нормальное буйное состояние.

Ночь прошла вообще спокойно, я много раз просыпалась и смотрела его. Утром поехали опять к врачу. Сдали кровь. СРБ наконец немного вырос, но лейкоциты снизились до нормы. При осмотре Вова хихикал и вертелся, что отображено в электронной истории как несомненный признак здорового ребёнка. Отпустили нас с миром с диагнозом "неведомая хворь с неуточненными болями в животе". Про приём антибиотиков мы не сказали. Потому что неизвестно, как отреагировал бы врач на самолечение. Мог бы наябедничать в социальную службу.

Счёт за обслуживание через несколько дней пришёл домой по почте. Два приёма врача, два анализа крови и один анализ мочи обошёлся нам в 198 евро. Никакого возмещения мы не смогли получить.

P.S. Нам, выученным в России прекрасными преподавателями и врачами, в частности Игорем Николаевичем Григовичем, осталось немного непонятным, как можно оставлять маленького ребёнка с болями в животе на сутки без медицинского контроля? Дать анальгетики, не разобравшись, что болит? Такие смелые они... Нас учили так: при болях в животе с ребёнка сутки глаз не спускать!

С другой стороны, сейчас, через несколько месяцев уже более-менее самостоятельной работы в финской больнице, я могу сказать, что действительно уровень СРБ очень точно отображает интенсивность воспалительного процесса. И доктор совершенно справедливо оценил, что этот уровень у Вовы не соответствовал аппендициту. Есть много причин для болей в животе, в частности небольшое воспаление лимфоузлов, которое может быть снято панадолом и бураной. Скорее всего, и антибиотики были лишними. А простая аппендэктомия стоит знаете сколько? 3000 евро, и это только операция, без учёта анализов, УЗИ, оплаты койки ребёнку и маме. Врач сэкономил нам очень большую сумму.