Найти тему
Русский мир.ru

Коллекционер

Этот особнячок русского модерна, похожий на готический замок, трудно не заметить. Его считают украшением улицы Бахрушина, бывшей Лужнецкой, что берет начало от площади Павелецкого Вокзала. Каким-то чудом он уцелел, наперекор всем историческим перипетиям: его краснокирпичные стены оказались надежнее иной крепости. Особняк занимает Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, в фондах которого более 1,5 миллиона экспонатов. Драгоценная энциклопедия театра вот уже 127 лет хранит творческий мир многих поколений...

Текст: Арина Абросимова, фото: Александр Бурый

Вестибюль отделан дубовыми панелями, над высоким зеркалом – витраж стрельчатого окна, широкая лестница ведет вверх, узкая – вниз. В цоколе – гардероб, слева, за широким проемом – нижний кабинет хозяина с лестницей в верхний кабинет, с массивной мебелью в неорусском стиле и множеством дивных мелочей...

Особняк семьи Бахрушиных — первый в мире музей театрального искусства
Особняк семьи Бахрушиных — первый в мире музей театрального искусства

«Заранее предвижу, что меня будут упрекать и в идеализации прошлого, и в чрезмерно доброжелательном отношении к отдельным людям. Подобные обвинения сейчас обычны. Не собираюсь оправдываться, тем более, что считаю их имеющими основание» – так начал свою книгу «Воспоминания» историк балета, критик, педагог, потомок славного рода Юрий Алексеевич Бахрушин. Он посвятил ее памяти своих родителей. Рукописный памятник русской культуре и создателю первого в мире театрального музея Алексею Бахрушину, пролежав «на полке» около сорока лет, увидел свет лишь в 1994-м – в год столетия музея.

-3

СКРОМНЫЙ МОСКВИЧ

По утрам в воскресенье, пока родители спали, маленький Юра подолгу смотрел в окно – из детской просматривалась Валовая улица: тянулись обозы с товарами, торопились «на звероподобных лошадях» пожарные в сияющих золотых касках, в Таганскую тюрьму гнали арестантов, водовозы везли бочки с водой...

Отец мальчика – наследник крупного состояния, успешный фабрикант-миллионер Алексей Бахрушин – родился в 1865 году. Общительный и обаятельный, он «пользовался успехом в свете, в особенности у женщин, которым он отплачивал усиленным вниманием. Последнее обстоятельство заставляло его следить за собой <...> Все же светское времяпрепровождение не отвлекало его ни от занятий музыкой, ни от театра», – вспоминал Юрий Алексеевич. А вот что писала о нем газета «Копейка» 21 сентября 1912 года: «Потомственный почетный гражданин, мануфактур-советник, московский представитель Императорского русского театрального общества, член комитета по сооружению музея 1812 года, один из владельцев кожевенного завода, «Т-ва Алексея Бахрушина и с-ья», Алексей Александрович Бахрушин состоит городским гласным с 1901 года, <…> является одним из виднейших членов нашего городского управления. <...> А.А. Бахрушин особенно силен в той сфере, где доминирует сердце. В этом отношении он с честью поддерживает старую славу бахрушинской семьи, издавна известной Москве широкой отзывчивостью к человеческому горю и крупной благотворительностью. <…> организатор вербных базаров, доставляющих крупную материальную поддержку городским попечительствам о бедных, он – создатель успеха городского народного театра, он – администратор, антрепренер и чуть ли не дирижер и декоратор дешевого и здорового летнего театра, открытого недавно городским управлением в Сокольниках и пользующегося громадным успехом у небогатого населения, <…> известен, между прочим, не только в Москве, но и во всей России как владелец богатого, полного редкостями театрального музея».

Сын с детства помнит его «всегда куда-то спешащим. Вставал он в половине девятого утра и в десять уже уходил на фабрику. Около часу дня возвращался, быстро завтракал и уезжал в город, то есть в Театральное бюро, или по делам музея, или на какие-нибудь деловые свидания. Дома он появлялся вновь около шести, наскоро переодевался, обедал и исчезал вновь на заседание или спектакль». Дом Бахрушина славился гостеприимством, кто только не бывал на званых приемах и на его «субботах»! Савва Мамонтов и Иван Морозов, Михаил Врубель и Василий Суриков, владелец театра Федор Корш и владелец театра «Эрмитаж» Михаил Лентовский, композитор Кюи, знаменитые певицы Варя Панина и Анастасия Вяльцева, тенор Собинов, звезда Малого театра Мария Ермолова и звезда Александринки Мария Савина, Станиславский и Немирович-Данченко, Гиляровский и многие другие.

Бахрушин был избран членом совета Российского театрального общества и возглавил Московское отделение театрального бюро. Эта работа значительно расширила круг его знакомств, в том числе и в провинции. В 1899-м в Ярославле, на родине первого русского актера, Федора Волкова, торжественно праздновали 150-летие основания русского театра. Организованная там Бахрушиным выставка включала и вещи из его коллекции – это был дебют на публике! – около 30 процентов всей экспозиции. После выставки начался усиленный приток пожертвований в его собрание, и Бахрушин уже смотрел на другие свои занятия с точки зрения их полезности для коллекционирования.

А.А. Бахрушин. 1890 год
А.А. Бахрушин. 1890 год

ВЫХОДЦЫ ИЗ КАСИМОВА

По семейному преданию, в конце XVI века некий татарин из Касимова поселился в Зарайске Рязанской губернии и, приняв православие, получил фамилию Бахрушин, по мусульманскому имени отца – Бахруш. Его потомок, Алексей Федорович, в 1821 году переехал в Москву, в замоскворецкие Кожевники. На перчаточном деле Бахрушин скопил денег, купил маленькую кожевенную фабрику, затем – участки земли вокруг, и к 1834 году кустарное производство превратилось в завод, а через год его хозяин уже состоял в списках московского купечества. В 1864 году братья Петр, Александр и Василий Бахрушины пристроили к заводу суконно-ткацкую фабрику, где производились сукно, шерсть, шерстяная вата. Капиталы росли, но семья Бахрушиных, в отличие от многих купцов-миллионеров, жила скромно. Они вкладывали деньги в большие земельные участки, застраивали Москву доходными домами.

Бахрушиных называли «профессиональными благотворителями». Четыре поколения рода поддерживали приюты, просвещение и профессиональное образование. Всего в период 1892–1912 годов Бахрушины пожертвовали городу 4 миллиона рублей. К 1917 году Бахрушины входили в пятерку самых богатых купеческих семей наряду с Морозовыми, Третьяковыми, Щукиными и Найденовыми.

В «ВЕРСАЛЕ НА ЗАЦЕПЕ»

«Ему посчастливилось найти жену, которая относилась к коллекции мужа с таким же рвением и увлечением, как он сам, – пишет Юрий Алексеевич. – Их встреча произошла 8 января 1895 г. на святочном костюмированном балу, когда Вере Васильевне Носовой было всего 19 лет. Она была дочерью выходца из купеческого сословия миллионера-суконщика В.Д. Носова». Через 20 дней Бахрушин сделал предложение, 17 апреля они обвенчались. И сразу отправились в Европу, за месяц посетили 26 городов. Вернувшись, зажили в скромненькой квартирке на Большой Якиманке. Но вскоре «дед Бахрушин подарил им пустопорожний, принадлежавший ему участок земли на углу Лужниковской и Зацепского вала и соответствующую сумму денег для постройки собственного дома». Проектировал дом архитектор Карл Гиппиус, автор фасада чайного магазина Перловых в китайском стиле на Мясницкой. В 1898 году Бахрушины вселились в особняк, прозванный современниками «Версаль на Зацепе».

Счастливый брак. Алексей и Вера Бахрушины. Конец 1890-х годов
Счастливый брак. Алексей и Вера Бахрушины. Конец 1890-х годов

Вера с радостью включилась в дело мужа: «На первых же порах мать взяла на себя приведение в порядок вырезок из газет о театре, собираемых отцом и хранимых им в общей куче. Она их классифицировала, аккуратно обрезала, наклеивала на бумагу и отдавала в переплет». Вера быстро научилась фотографировать, управлять фонографом, машинописи, переплетному делу, тиснению по коже, резьбе по дереву… Как вспоминал Юрий Алексеевич, «добиться у отца денег на хозяйственные расходы было для матери мукой – суммы, тратящиеся на хозяйство, представлялись ему безрассудно отторгнутыми от коллекции». Но на переговорах о передаче своего детища государству в 1909-м Бахрушин скажет великому князю Константину: «…без нее, может, и музея-то не было бы».

У них родились трое детей – Юрий, Александр и Кира. Увы, Александр в 2 года умер, врачи не смогли помочь…

Выставка к 150-летию русского театра в Ярославле. 1899 год
Выставка к 150-летию русского театра в Ярославле. 1899 год

ПАРИ

Собирательство было в моде, но Бахрушин долго не мог понять, что же именно ему коллекционировать: сначала его пленила экзотика Японии, потом поманил Наполеон I …

Как-то раз кузен Бахрушина С.В. Куприянов похвастался своим «сокровищем»: афишами, фотографиями, антикварными сувенирами. «Чтобы собрание имело ценность, – заметил Алексей, – надо не только скупать вещи у продавцов, а выискивать их обязательно самому, при условии личного глубокого интереса к предмету. Иначе это будет пустое занятие». Слово за слово, и он заявил: «Да я и за месяц больше твоего соберу!» Куприянов предложил пари, ударили по рукам.

Рабочий стол А.А. Бахрушина
Рабочий стол А.А. Бахрушина

Бахрушин отправился к букинистам и антикварам. На Сухаревке с субботы на воскресенье с 5 утра до 5 вечера среди складных палаток и ларей шла оживленная торговля, часто за бесценок отдавалось добро разорившихся дворянских гнезд. Вдоль Китайской стены до Ильинских Ворот тянулся знаменитый «книжный развал». Вот там Алексей Бахрушин и купил за 50 рублей первый экспонат своей будущей коллекции – 22 маленьких грязных портрета: непонятные люди в театральных костюмах. Предполагая, что это работа XVIII века, он заказал реставрацию и оформление в общую дубовую раму в художественном магазине «Аванцо» на Кузнецком Мосту. Забирая заказ, он услышал: «Продайте!» и отказал. Так он познакомился с режиссером Малого театра Кондратьевым, который вскоре пришел в гости к Бахрушину и подсказал, что это – крепостные актеры Шереметевского театра в Кускове. Годы спустя граф Павел Сергеевич Шереметев, осматривая бахрушинское собрание, вдруг замер: «Я помню их с детства. Портретики были сделаны в Париже, и по ним шились костюмы для актеров… И очень давно они украдены из Кускова». Граф прислал еще несколько портретов из своего дома: «Чтобы не разрознивать коллекцию». Бахрушин очень любил эту серию, написанную Марианной Кирцингер.

Пари он выиграл, но над его выбором в «большом свете» иронизировали, задавая «ехидные вопросы: правда ли, что он приобрел пуговицы от брюк Мочалова и помочи Щепкина?». Насмешки сошли на нет после торжеств в Ярославле.

Столовая. Здесь 25 ноября 1913 года был подписан Акт передачи музея в дар государству
Столовая. Здесь 25 ноября 1913 года был подписан Акт передачи музея в дар государству

ПРАВИЛА ТОРГА

Бахрушин по наитию улавливал талант мастера и ценность вещи. Но однажды чутье его подвело. Как-то пришел к нему молодой художник и предложил купить театральные эскизы. Такие «экспонаты» Бахрушин еще не собирал. «А что вы хотели бы?» – спросил художник. «Ну, какую-нибудь женскую головку». – «Я вам обязательно сделаю. Но не могли бы сейчас дать мне денег авансом?» Бахрушин дал 100 рублей. А через год получил «Голову украинки» работы Врубеля… «Будь я поумнее – какие врубелевские работы мог бы тогда купить!» – сетовал позже Бахрушин...

Первые экспонаты будущей коллекции
Первые экспонаты будущей коллекции

Антикварные лавки и рынки, широкий круг знакомств в театральном мире, агенты в разных городах России и Европы, поездки за границу, исторические артефакты и ценные дары... Бахрушин считал: «Все бери, после разберемся». Он применял свою тактику торга: высмотрев вещь, спрашивал про соседнюю и ненужную – продавец задирал цену. Клиент долго спорил и, походя, осведомлялся о цене желанного предмета, продавец давал бросовую цену. Тогда клиент говорил, что зайдет завтра, но в компенсацию за потраченное время берет «вот это» – и уходил с удачной покупкой. Накануне визита кого-либо известного Бахрушин все связанные с человеком ценные экспонаты прятал, подводил гостя к витрине с пустяками и вздыхал: «Вот, к сожалению, все, что я имею о вас. Даже обидно, что такой крупный деятель театра, как вы, так слабо отражен в музее!» И в музей приходил очередной дар. Коллекция постоянно росла: этнографический и литературный отдел с поэмой и стихами Лермонтова и случайно найденным портретом Гоголя, веера, пуанты, парики, старинные кукольные театры «Вертеп» и «Петрушка».

Экспозиция выставки к 155-летию А.А. Бахрушина
Экспозиция выставки к 155-летию А.А. Бахрушина

Впервые друзья увидели коллекцию Бахрушина 11 июня 1894 года, а 30 октября он организовал в родительском доме в Кожевниках выставку для всех желающих – эта дата и стала официальным днем основания музея. Дом разбухал от вещей, книг, бумаг и «с каждым годом захватнические инстинкты отца все возрастали, – пишет сын. – При постройке дома было задумано, что три полуподвальные большие комнаты отойдут под музей <…> под натиском отца мать уступала ему одно складочное помещение за другим. Затем дело дошло до жилого верха, постепенно превращавшегося в музей, потом начали сворачиваться служебно-хозяйственные комнаты, за ними последовали детские апартаменты, был занят коридор, буфетная и, наконец, даже конюшня и каретный сарай. Не надо забывать при этом, что с 1913 года дед отдал в распоряжение отца соседний дом, в котором когда-то я родился, и он был также забит вещами, книгами и прочими материалами».

В коллекции хранится невероятное количество театральных биноклей
В коллекции хранится невероятное количество театральных биноклей

В ДАР ГОСУДАРСТВУ

В итоге Бахрушин решил подарить свое детище государству, но годами слышал от чиновников: «Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы еще с вашим! Увольте, Христа ради!» «Отец был в отчаянии – огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным», – вспоминает Юрий Алексеевич.

Театральные костюмы, которые в основном хранятся в запасниках, сейчас украшают юбилейную экспозицию
Театральные костюмы, которые в основном хранятся в запасниках, сейчас украшают юбилейную экспозицию

Летом 1909-го как член комитета по постройке в столице Пушкинского Дома при Российской императорской академии наук утративший надежды Бахрушин рассказал о своих мытарствах коллегам. От них о проблеме узнал президент академии великий князь Константин, и вопрос о переходе музея «из свободного сословия в официальное» начал решаться. Однако еще около двух лет проект проходил все бюрократические препоны, получив одобрение в трех министерствах – народного просвещения, внутренних дел, финансов, а затем – в Совете министров и Государственной думе. В июле 1912-го была получена подпись Николая II , и «Положение о Театрально-литературном музее Академии наук» стало законом Российской империи. На вопрос великого князя, что бы хотел получить Бахрушин за этот дар, тот возмутился: «Я, ваше высочество, передавал музей государству не для того, чтобы что-то получить, а для того, чтобы сохранить его, обеспечить и сделать общедоступным. Все это совершилось так, что я достаточно вознагражден». «Иного от вас и не ожидал, – ответил великий князь. – В данном случае дело обстоит несколько сложнее. Правительство не может принимать от частных лиц подарки, да еще ценные, не отблагодарив их. Общественное мнение справедливо обвинит его в неблагодарности, и, в первую очередь, обвинит Государя, как главу государства, так что он должен вас отблагодарить». Бахрушин подумал и ответил: «В таком случае прошу Государя принять меня, но не вместе со всеми, как это делается при представлении, а отдельно, и вот тогда пусть он меня и поблагодарит. Это меня вполне устроит». Аудиенция была обещана, а между тем у Театрально-литературного музея Академии наук появился устав, штат сотрудников, был начат учет коллекций.

Костюм Ф.И. Шаляпина для роли Мефистофеля. "Фауст" Ш. Гуно. Антреприза В.Л. Форкатти. Тифлис. 1893 год
Костюм Ф.И. Шаляпина для роли Мефистофеля. "Фауст" Ш. Гуно. Антреприза В.Л. Форкатти. Тифлис. 1893 год

Торжественный Акт передачи музея в ведение Российской академии наук был подписан 25 ноября 1913 года. Рекой лились благодарственные речи. Бахрушин «необычайно волновался. Лист с написанной речью дрожал в его руке. Он побледнел и говорил не своим голосом».

В конце декабря дарителя известили, что 10 января 1914 года ему будет дана аудиенция в Царском Селе. С Алексеем Александровичем Бахрушиным царь говорил 45 минут…

Юбилейная экспозиция
Юбилейная экспозиция

А в начале апреля «обычным утром, развернув газету, отец узнал, что ему вне очередности пожалован орден Владимира 4-й степени <…> Пожалование было, конечно, из ряда вон выходящее, но оно в корне нарушало условие отца, что ему никаких наград за передачу музея дано не будет. Он вспылил невероятно. Ругался, говорил, что это безобразие, что это неуважение к нему и тому подобное. Недолго думая, он сел за стол и стал писать заявление о том, что отказывается от ордена». Однако, поостыв, посоветовался с директором Оружейной палаты Владимиром Трутовским, который отговорил Бахрушина от столь опрометчивого шага. «А в конце концов, кто может вас заставить носить этот орден? – подытожил Трутовский. – Положите его в стол и забудьте про него».

Удостоверение № 5039 выдано А.А. Бахрушину 27 декабря 1918 года. Народный комиссариат по просвещению. РСФСР
Удостоверение № 5039 выдано А.А. Бахрушину 27 декабря 1918 года. Народный комиссариат по просвещению. РСФСР

СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

После революции Бахрушины потеряли все, кроме музея. Алексей Бахрушин не покинул родину, не представляя себе разлуки с делом всей жизни. Но музею явно грозило разграбление, спасло его лишь то, что комиссар просвещения Луначарский выделил взвод для его охраны! Помещения не отапливались, ценные экспонаты страдали от сырости и перепада температур. Потом за «классовую» капиталистическую сущность музей задумали расформировать. Снова вступился Луначарский, издав 30 января 1919 года распоряжение о том, что музей переходит в ведение театрального отдела Наркомпроса. 1 февраля глава отдела Ольга Каменева подписала приказ: «Назначаю члена Бюро историко-театральной секции Алексея Александровича Бахрушина заведующим Театральным музеем Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению имени А. Бахрушина».

Зал, посвященный началу русского театра, — часть постоянной экспозиции
Зал, посвященный началу русского театра, — часть постоянной экспозиции

Правительство выделяло деньги на содержание музея, что позволило организовать научную работу и проводить экскурсии по 25 залам, содержать в штате 12 человек. Бахрушин получал жалованье 43 рубля, работал также в театральном отделе Наркомпроса и в театральной секции Государственной академии художественных наук. Умудрялся закупать экспонаты для фонда музея, который также пополнялся за счет вещей из национализированных частных коллекций. Были и «дружественные поглощения»: в 1924-м в музей влилось прекрасное собрание мецената и театрального деятеля Сергея Зимина.

Пенсне А.А. Бахрушина. Черепаховая кость, металл, кожа. Конец XIX — начало XX века
Пенсне А.А. Бахрушина. Черепаховая кость, металл, кожа. Конец XIX — начало XX века

Бахрушин оставался на посту до последних дней. Он умер 7 июня 1929 года в возрасте 64 лет. С его уходом музей много раз пытались закрыть, разместить в особняке посольство, заведование музеем переходило из рук в руки, иногда – равнодушные и преступные. Вера Васильевна видела, как сбивали потолки, ломали уникальные камины, перестраивали комнаты. Только после того, как Станиславский в письме Сталину попросил защиты, музей оставили в покое. Но в 1937-м его перевели в подвальное помещение Политехнического музея и поставили под вопрос дальнейшее существование. Вера Васильевна хлопотала, кто-то снова заступался, и музей вновь удавалось сохранить. И не зря. С 1980-х годов в музей влились многочисленные филиалы: мемориальные дома-музеи Ермоловой, Островского, Щепкина, Мейерхольда, музеи-квартиры Улановой, Плучека, Мироновой и Менакера, мастерская Боровского, Музей радио, здание гимназии в Зарайске. С 1990-х возвращаются в его ведение территории исторических границ усадьбы Бахрушина – от Лужнецкой улицы до Татарской…

Невозможно переоценить заслуги Бахрушина, спасшего предметную историю русского театра: старинные музыкальные инструменты, ноты, автографы и рукописи актеров, писателей, драматургов, мемуары Петипа, дневники Кшесинской, часть архива Дирекции императорских театров и дневники их директора Теляковского, архив семьи Садовских, материалы, связанные с МХТ и творчеством Мейерхольда, собрание фарфоровых статуэток-карикатур Степанова, работы Кипренского, Шишкина, Головина, Кустодиева, Добужинского, Родченко, Гончаровой, Татлина, Экстер, Лентулова… Он сумел сделать из своей личной коллекции собрание национального значения.