Найти тему
Vечерний Sеанс

«Оскар» 2021. Лучший фильм: «Суд над чикагской семёркой», «Иуда и чёрный мессия»

Оба этих фильма повествуют о событиях, происходящих в США в конце шестидесятых годов прошлого века, а точнее о 1968-69 годах. Время это было весьма непростым, и в принципе, понятно, почему и «Суд над чикагской семёркой» и «Иуда…» попали в список претендентов на лучший фильм. Последнее время тема угнетения кого бы то ни было в Голливуде весьма популярна. Честно говоря, создаётся такое впечатление, что именно в США (самой демократичной и свободной стране, ага) больше всего эту самую демократию и свободы и попирают. Но давайте опустим тему политики, и взглянем на сами фильмы. Чем же они хороши/плохи, и действительно ли заслуживают столь почётной номинации?

1. «Суд над чикагской семёркой»

США втянута в долгую войну во Вьетнаме. С каждым годом на срочную службу рекрутируют всё больше и больше мужчин. Общество обозлено и недовольно действиями правительства и не понимает, зачем они, собственно говоря, воюют? А тут ещё очередная предвыборная кампания в самом разгаре. На волне усталости и недоверия начинают формироваться различные партии, объединения и группировки. Речь в картине идёт об антивоенном митинге в Чикаго в августе 1968 года и судебном процессе над его лидерами.

Вот она – эта «семёрка»: Эбби Хоффман (Саша Барон Коэн – «Хранитель времени», «Отверженные», «Алиса в Зазеркалье»), Джерри Рубин (Джереми Стронг – «Игра на понижение», «Линкольн», «Джентельмены»), Дэвид Деллинджер (Джон Кэррол Линч – «Готика», «Остров проклятых», «Джеки»), Том Хейден (Эдди Редмэйн – «Девушка из Дании», «Вселенная Стивена Хокинга», «Фанстатические твари и где они обитают»), Ренье Дэйвис (Алекс Шарп), Джон Фройнс (Дэниел Флаэрти), Ли Вайнер (Ной Роббинс). Первые двое основатели международной молодёжной партии (сокращённо «йиппи»), третий представлял Национальный мобилизационный комитет по прекращению войны во Вьетнаме. Хейден и Дэйвис – лидеры движения «Студентов за демократическое общество». Также на скамью обвинённых, что называется, за компанию, попал и лидер «Чёрных пантер» - Бобби Сил (Яхья Абдул-Матин II – «Величайший шоумен», «Аквамен»), утверждающий, что пробыл в Чикаго всего четыре часа, выступил и улетел домой.

С самого начала фильма нам дают понять, что процесс этот – не что иное, как политическая и личная месть действующего генерального прокурора бывшему. Прошлая администрация Джонсона не стала возбуждать уголовное дело, но злые и нехорошие Республиканцы решили во что бы то ни стало наказать зачинщиков беспорядков. Зачинщиков ли? И за что именно их наказывать? Как у нас говорят: «Был бы человек, а статья найдётся». Примерно по такой же схеме и действует генеральный прокурор Митчелл (Джон Доман – «Борджия», «Готэм»), выкапывая ни разу не применявшуюся до того статью о пересечении границ штатов с целью подстрекательства к беспорядкам. Его не волнует, что раньше по этой статье никого не осуждали. Да и вообще, сама по себе статья весьма спорная.

Естественно, осуждённых показывают едва ли не как святых мучеников. Они де ничего плохого не хотели, а собрались исключительно, чтобы высказать народное мнение. Во всём виновата полиция и нехорошие власти. Сам суд больше напоминает фарс. Бобби Сил, чей адвокат находится в больнице, не может ничего сделать: его лишают права защищать самого себя, а потом и вовсе связывают, изби...вают и притаскивают в зал заседания с кляпом во рту. Судья – старый маразматик (Фрэнк Ланджелла – «Девятые врата», «Фрост против Никсона»), ведёт себя, как ему вздумается, выводя из себя не только адвокатов, но даже представителей обвинения (Джозеф Гордон-Левитт - «Загадочная кожа», «500 дней лета», «Начало»). А тут ещё оказывается, что все свидетели – это действовавшие под прикрытием сотрудники ФБР. История начинает выглядеть всё более неправдоподобно, да вот только факты говорят об обратном. Конечно, создатели фильма опустили некоторые из них, например, напрочь убрали показания свидетелей защиты, создав ощущение, что весь мир ополчился на несчастных подсудимых. Но, даже допуская исторические неточности, Соркин смог донести главную суть такого рода процессов: если находящиеся у руля захотят кого-то утопить, они это сделают. И не важно, на чьей стороне правда. И хоть адвокат Уильям Кунстлер (Марк Райлэнс - «Шпионский мост», «Дюнкерк») и говорит, мол: «Нет политических дел, есть только гражданские и уголовные», - но под конец понимает, что как раз это дело именно политическое.

По своей сути фильм не блещет оригинальностью. Да и что-то придумать в жанре судебной драмы довольно сложно. Обвинение, защита, грязные махинации с той и другой стороны (или только с одной) и стук молочка с призывом к тишине. История преподносится тоже довольно однобоко. Ну, тут уж ничего не поделаешь. Никсон, как и Трамп – был республиканцем, и именно при нём и совершалось данное судилище. А плюнуть, даже таким изощрённым способом, в сторону уже бывшего сорок пятого президента – это своего рода дань Голливудской моде. Дискутировать на данную тему не хочется, да и бессмысленно.

Так что ну их, эти американские междоусобные войны, вернёмся к художественной части. А она не так уж плоха. Актёры отлично справляются со своими ролями, постепенно раскрывая характер каждого из подсудимых, их взгляды и устремления. Перед нами не просто семеро сидящих рядом друг с другом мужчин, но отдельные яркие и сильные личности. И смотреть на их разговоры между заседаниями ничуть не менее интересно. Нелинейное повествование не даёт отвлечься. Один и тот же эпизод, событие показывается с разных сторон, дополняется, выявляя правду. Конец жутко пафосен, но в то же время, не лишённый правильной мысли: за что бы человек ни боролся, сама человеческая жизнь должна стоять во главе угла.

2. «Иуда и чёрный мессия»

И снова нас встречает Америка конца 60-х. Не так давно убит Мартин Лютер Кинг, а сегрегация чернокожих всё также цветёт буйным цветом. В это неспокойное время автоугонщик по имени Билл О’Нил (Лакит Стэнфилд – «Голос улиц», «Тетрадь смерти», «Достать ножи») разрабатывает простую схему отнятия транспортных средств у населения, прикидываясь агентом ФБР. Однако, молодому человеку не везёт, и его арестовывают настоящие федералы. Грозя всеми карами небесными и земными, они вынуждают его пойти на сделку: теперь О’Нилл будет работать на них в качестве засланного стукача в Чикагском отделении партии «Чёрных пантер». Во главе ячейки стоит харизматичный Фрэд Хэмптон, чью роль исполняет Дэниел Калуя («Прочь», «Убийца», «Чёрное зеркало).

Партия чёрных пантер (англ. Black Panther Party for Self-Defense) — американская леворадикальная организация темнокожих, ставившая своей целью продвижение гражданских прав темнокожего населения. Была активна в США с середины 1960-х по 1970-е годы. Основанная в Окленде, Калифорния, Хьюи Ньютоном и Бобби Силом в октябре 1966 года, организация выступала за вооружённое сопротивление социальной агрессии в интересах афроамериканской справедливости. Известными инициативами «чёрных пантер» были бесплатные завтраки темнокожим детям из бедных семей и вооружённое патрулирование чёрных кварталов с целью предотвращения насилия со стороны белых полицейских.

Сначала Билл никак не может наладить контакт с остальными участниками организации, вечно встревает в какие-то конфликты, но потом находит выход. Сам Хэмптон не может водить машину, и Билл становится сначала его водителем, а потом получат должность начальника службы безопасности. За своё стукачество, как и библейский Иуда, он получает деньги. Не тридцать серебряников, конечно, а гораздо больше. В конце концов Хэмптона арестовывают. Тут и сказочки конец, думает Билл. Он хочет уйти из «Чёрных пантер», но федералы находят новый рычаг давления. Параллельно с этими событиями развиваются романтические отношения между Хэмптоной и Деборой Джонсон (Доминик Фишбек), персонаж которой вносит во всю эту атмосферу всеобщей ненависти что-то тёплое, некое женское начало.

Смотреть фильм было тяжелее, чем первый. Тема не моя. Не люблю я все эти «долой буржуев, долой власть, вива мировая революция». К тому же я знала, чем дело закончится ещё по предыдущей картине. Принять и понять «Чёрных парнер» мне не удалось, хотя нельзя не отметить, что кое-какие моменты их деятельности мне симпатичны, вроде раздачи бесплатных завтраков для детей. Не всё же только по полиции стре..лять и бить в тамтамы. Опять же, если вы хотите каких-то неожиданностей в сюжете, невероятных съёмок и глубоких психологических образов – вам не сюда. Единственная интересно снятая (на мой взгляд) сцена – это последняя перест...релка. Ещё хотелось бы отметить отличную игру Калуи. Я видела его и во «Прочь», и в «Чёрном зеркале» и в нескольких совсем уж второстепенных ролях. Тут я его и не сразу узнала. Другой типаж, и даже аура какая-то иная. Но сам фильм довольно типичен, с заезженными приёмами и заезженными идеями. Он не дал мне ни какой-либо пищи для размышлений, да и как чисто развлекательное зрелище оказался слабоват. Впрочем, давайте скажем честно, не потому его и на «Оскар» выдвинули. Не скажу, что «Иуда…» совсем плох, но это – чисто американская картина, так сказать – продукт для внутреннего потребления.