Почему муж «гения чистой красоты» считал их совместную жизнь адом? А Блок отказал своей супруге в близости? И настоящий любовный многоугольник Буниных. Все это в сегодняшней статье.
Насильный брак.
Помните «гения чистой красоты» Анну Петровну Керн, которой Пушкин посвятил свои стихи? Несчастный брак был у нее c первым мужем. Несмотря на то, что у юной красавицы было много поклонников, деспотичный отец выдал ее в 17 лет замуж за 52-летнего генерал-майора Ермолая Федоровича Керна. Супружеская жизнь стала для обоих настоящим адом. Вскоре Анна напишет в своем дневнике:
«Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его»
Молодая супруга была на грани психического срыва. В замужестве с Керном Анна родила троих дочерей и перенесла на детей весь негатив, направленный на мужа.
В защиту бедного супруга нужно сказать, что до дивизионного генерала Ермолай Керн дослужился, начиная с низших чинов. Он был отчаянным и неглупым воякой. Вполне может быть, что человеком недалеким и ограниченным, он был только в глазах своей молодой жены.
По распоряжению императора портрет Керна был помещен в Зимнем дворце, среди портретов самых известных героев Первой Отечественной войны 1812 года. А вот в личной жизни безупречный военный потерпел полное фиаско. «Чистейшей прелести чистейший образец» быстро обзавелась множеством поклонников, включая Пушкина. Об ее романах судачил весь свет. Ну а потом она и вовсе ушла от своего супруга.
Спустя 3 года самостоятельной жизни, Анна обратилась в письме к Николаю I с просьбой о материальной помощи и получила по царскому повелению 2000 рублей. А брошенный муж, получил от царя указание о необходимости содержать жену. Возмущенный Ермолай Керн ответил государю письмом, в котором изложил все ужасы своей семейной жизни. Из этого письма мы теперь можем узнать, каково было ему в браке с «гением чистой красоты». Там было написано, что женился Ермолай почти без приданного, имея одну любовь и дружбу жены, не искал помощи тестя. Но увидев вскоре к себе все равнодушие и холодность, поздно познал все свое несчастье.
Она, не взирая на все мои и общих родных наших убеждения и просьбы, оставила меня с дочерьми самовольно в первый раз на 4 года. Расстроив меня совершенно, сделанными для нее долгами, но я, как надлежало супругу, вызвал ее и после 4-летней разлуки с детьми, не вспомнив прошедшие неприятности, принял ее с прежней любовью, хотя она, смею доложить, прибыла ко мне, не имея даже необходимого платья. Мое снисхождение к ней не послужило добру. Она забылась, изложив мне желание, чтобы я детей определил на казенное содержание.
На этом Анна не угомонилась, а бросила супруга, во второй раз заявив, что не готова с ним жить. 10 лет они не виделись, и тут, когда из института вернулась дочь, Анна Керн объявила, что хочет вернуться к дважды брошенному супругу. Вот только не как жена, а как гувернантка к дочери. Возмущенный отец восклицал: «После данного дочери моей воспитания, какой ей может быть моя жена гувернанткою. Привыкшая к беззаконной жизни, и осмелюсь доложить, виновница нищеты дочернего состояния. За всем тем я помогал неблагодарной жене, посылая ей по возможности деньги.»
Пока она влюбляла в себя одного за другим поклонника, постоянно узнававший о вольном поведении своей жены супруг вышел в отставку, перебрался в Петербург и снял квартирку. Своего жилья он так и не смог приобрести – все деньги ушли на загульную жену. Генерал не мог не терзаться от того, что случилось в его жизни. Подкосило его заведенное судебное дело об оказании материальной помощи жене.
В начале 1841 года старый генерал Керн умер, и Анна Петровна стала свободной. Она снова выходит замуж. Ее второй брак был совершенно другим. Когда ей было 36 лет, она влюбилась в троюродного брата Александра Маркова-Виноградского, который был на 20 лет ее младше. И с ним, в полной нищете, но абсолютном счастье, прожила до его смерти. Родила со вторым мужем сына.
Любовный многоугольник.
Что может быть мучительней чем любовный треугольник? Ответ - любовный многоугольник.
Так можно описать семейную жизни великого русского писателя Ивана Бунина.
Его третья жена Вера Муромцева, красавица младшая его на 11 лет, не задумываясь, жертвовала ради мужа всем. Закрывала глаза и терпела все страдания, вызванные многочисленными романами Бунина на стороне, которые он даже и не особо скрывал.
Для жены Бунин был гением, человеком не подсудным обычным нормам морали. В 1926 году уже будучи в иммиграции, он привел в дом молодую девушку Галину Кузнецову, которая была на 30 лет младше писателя. Бунин представил ее супруге как ученицу и помощницу. Слепо любящей жене пришлось смириться с присутствием в их доме второй женщины. Галина ушла от предыдущего мужа не раздумывая, а вот Бунин расставаться с Верой не мог и не хотел. Ведь она обеспечивала ему комфорт. Мужа Вера любила до самоотречения.
Я… вдруг поняла, что не имею права мешать Яну любить, кого он хочет… Только бы от этой любви было ему сладостно на душе… Человеческое счастье в том, чтобы ничего не желать для себя… Тогда душа успокаивается, и начинает находить хорошее там, где совсем этого не ожидала…
Сам Бунин к жене, конечно, испытывал теплые чувства, но воспринимал как собственность:
Любить Веру? Это всё равно, что любить свою руку или ногу.
Этот странный треугольник просуществовал 7 лет. Отношения между женщинами были сильно напряжены. Вера Николаевна переживала терзания и муки. «Хочется, чтобы конец жизни шёл под знаком Добра и Веры. А мне душевно сейчас трудно, как никогда. По христианству, надо смириться, а это трудно, выше сил» - писала она в своем дневнике. Тучи в доме сгущались, все чувствовали себя несчастными. Тяжелый характер Бунина являлся причиной ссор и непониманий. Все это еще было и на фоне недостатка финансов.
Ян не может купить себе теплого белья. Я, в большей части, хожу в Галиных вещах – писала Вера Николаевна.
Друзья, так любившие ранее бывать у них в доме, перестали навещать виллу Буниных. На них давила нездоровая и мрачная атмосфера, витавшая там.
Когда писатель получил Нобелевскую премию, нищета была забыта. Пришла всемирная слава, рядом с писателем были две любимые женщины. Одна обеспечивающая уют, другая дарящая страсть. Казалось, что в их жизни воцарилось счастье и покой. Но в это время Галина уходит от писателя к другой женщине – Марго Степун. А так как ни денег, ни жилья у женской пары не было, они поселились в доме Буниных.
С тех пор жизнь всех обитателей дома превратилась в сущий ад. А позже в доме Буниных поселился еще и писатель-иммигрант Леонид Зуров, безответно влюбленный в Веру Бунину.
Жалела ли Вера о том, что не ушла из этого ада? Нет. Она продолжала беззаветно любить своего супруга. Последние 11 лет писатель провел вдвоем с женой. Незадолго до его смерти Вера сделала такую запись:
Ян, третьего дня сказал, что не знает, как переживает, если я умру раньше его. Господи, как странна человеческая душа!
Самая чистая любовь.
Дочери того самого Менделеева, Любови, казалось бы, можно было позавидовать. Она вышла замуж за горячо любимого поэта Александра Блока. Он ее буквально боготворил и считал «своей прекрасной дамой».
Влюбился Блок в Любовь Дмитриевну еще будучи подростком. Вот только их брак наглядно продемонстрировал – женщинам для сохранения психического здоровья лучше держаться как можно дальше и от поэтов, и от чистой любви, и от культа прекрасных дам.
Странности появились сразу. Уже по время первой брачной ночи, поэт вдруг объявил юной жене, что спать с ней не будет, ведь это опорочит его чистое и неземное к ней чувство.
Целый год поэт спал с другими женщинами, включая дам легкого поведения, но только не с супругой. Такое отношение к браку сформировалось у Александра Блока под воздействием философских взглядов Владимира Соловьева. Зато он писал жене:
Ты моё солнце, моё Небо, моё Блаженство. Ты первая моя тайна и последняя моя надежда. Ты везде бесконечно совершенная, Первая и Последняя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятий принадлежит Тебе с начала и до конца.
А Любовь Дмитриевна, абсолютно земная и не увлечённая философией, хотела банального женского счастья, горячих поцелуев и объятий. Об это она сначала намекала супругу, а однажды написала, что не нужно целовать ей ноги и платье в письмах, целуй губы долго и горячо.
В ход пошли все традиционные женские средства обольщения – наряды от самых модных портних, белье из Парижа и даже флирт с лучшим другом Блока, Андреем Белым.
Под конец ей все же удалось соблазнить своего мужа, но долгожданная близость не принесла удовольствие супругам. И Любовь Дмитриевна сдалась – она стала актрисой и стала ездить на гастроли. О каждом новом любовнике честно писала Блоку, не забывая приписывать в конце неизменное: «Люблю тебя одного в целом мире».
Оглядываясь назад, Любовь Блок напишет: «Несомненно вся семья, и он сам, были не вполне нормальными»
Однако она бросила все и приехала к нему в голодный Петроград, когда узнала, что поэт болен. Добывала еду, обменивая ее на украшения, ухаживала за Блоком, как за маленьким ребенком. Понял ли Александр Блок какое сокровище потерял, выдумав себе любовь по-соловьеву? Наверное, да. Незадолго до смерти он посвятил Любе такие строки:
Эта прядь - такая золотая
Разве не от старого огня ? -
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня!
Вся эта мучительная смесь любви и ненависти, резко оборвалась, когда Александр Блок умер в 40 лет. А его «прекрасная дама» Любовь Блок-Менделеева прожила еще 19 лет, замуж она так и не вышла, и имя поэта было последнее, что она произнесла умирая.
Друзья, приглашаю вас прочитать про измены, которые всколыхнули общество в прошлом.