Найти тему
При свете абажура

"Одержимость" (2014): еще одна кинолента в мою фильмотеку

Некоторые фильмы я забываю уже на следующий день, и когда пытаюсь вынуть из памяти увиденное накануне, это требует недюжинных усилий. Когда же попадаются фильмы, которые не только захватывают внимание и оставляют долгое послевкусие, но и вызывают желание пересмотреть их буквально на следующий день (а таких фильмов в моей мысленной фильмотеке можно по пальцам пересчитать), - так вот, когда мне попадаются такие фильмы, для меня это самый настоящий праздник. После просмотра фильма «Одержимость» 2014 года я с радостью отметил, что моя фильмотека пополнилась очередным шедевром. Самому же мне нестерпимо хотелось с благодарностью пожать руки всем создателям и участникам фильма и выразить им свое восхищение мастерской работой.

Что я увидел в фильме?
Немного замкнутого, но в целом доброжелательного и достаточно трудолюбивого главного героя. Эндрю Ниман живет музыкой, точнее, ее ритмом, ставит перед собой некие цели и идет к ним, усердно занимаясь в консерватории. Его общение с отцом обрело ту форму, которая приносит удовольствие обоим. Совместные походы в кино и совместные же трапезы, заинтересованность делами друг друга – никакой натянутости в отношениях. Можно сказать, что у них с отцом душевная близость.

-2

Музыкальный наставник главного героя, Теренс Флетчер, выглядит куда более противоречивой фигурой и оттого интересной. Во-первых, его бесцеремонное и, прямо скажем, хамское вторжение в класс, где проводит занятие коллега, уж точно нельзя назвать вершиной не только профессиональной, не только педагогической, но и чисто человеческой этики. Своими дальнейшими словами и действиями педагог, можно сказать, компенсирует этот свой недочет, который уместнее было бы назвать странностью, но все его противоречия, по большому счету, проистекают из цельности характера.

-3

Когда Ниман оказывается единственным студентом своей группы, которого Флетчер пригласил на репетицию, появляется обманчивое ощущение того, что фильм съезжает на проторенную колею счастливых сказок о трудолюбивых героях вроде Золушки, которым конец истории привычно и неминуемо преподносит выстраданный успех. Но Нимана и нас вместе с ним ждет первый сюрприз в виде пустого класса на шестичасовой репетиции. Как потом выяснилось, репетиции обычно проходят тремя часами позже. Чем же был занят наш герой эти три часа? Может, репетировал? Да нет, похоже, всего лишь просидел за ударной установкой. Выходит, не такой уж он усердный? Хотя, не исключено, что свою роль сыграли нерешительность или чрезмерный пиетет перед всем, что связано с личностью загадочного педагога. А ведь Флетчер неспроста дал Ниману эти три часа. Возможно, это была вторая проверка от педагога.

Ниману дают понять, что работать придется на износ. Он принимает вызов, но его проблема в том, что он, в первую очередь, не верит в себя самого, а значит и окружающим, в том числе и близким.

-4

Он одержим идеей о том, что достижение высокой, как ему кажется, цели обязательно связано с отказом от каких-то ценностей. Доверительные отношения с родными и нежные чувства к своей девушке – вот что Ниман кладет на алтарь искусства. Однажды преодолевший робость и смущение при знакомстве с девушкой Эндрю делает шаг назад и безвольно отказывается от завоеванного. Это похоже не на жертву, а на выбор легкого пути к цели, попытку откупиться от страданий и достичь желаемого наименьшими усилиями.

-5

Взыскательный и деспотичный педагог превращает жизнь Эндрю в сплошной кошмар, становясь по ходу фильма то врагом, то союзником, то снова врагом. Флетчер – это раздражающий фактор, тротил, взрывающий простую и никому не интересную породу в поисках глубинных залежей не просто талантливых, а неординарных, недюжинных музыкантов, которые способны, как он говорит, «преодолеть пределы ожидаемого».

-6

Другое дело, что своими педагогическими методами он уже дважды перегнул палку. Самоубийство одного из учеников смогло исторгнуть из уст педагога запоздалую похвалу, а из глаз – чуть ли не крокодиловы слезы. Остается гадать, были ли это слезы жалости или сожаления, и чего в той похвале было больше – искреннего восхищения или желания вымолить прощение. Зато второй случай, безобразный конфликт на сцене, не оставляет сомнений в том, что Флетчер уверен в своей правоте. "Настучал" ли Эндрю на своего учителя или это был кто-то другой – режиссер вроде бы оставляет на усмотрение зрителя, хотя, по логике, будь это Эндрю, он не смог бы принять предложение Флетчера. Сам-то Флетчер, видимо, для себя этот вопрос уже решил, прибегнув к изощренной мести. И то, что Эндрю не был готов к такой подлости со стороны бывшего педагога, в очередной раз доказывает его непричастность к увольнению Флетчера. Всё, что остается морально раздавленному Эндрю, это бежать со сцены, и кажется, что после такого фиаско он вряд ли поднимется.

И тут Эндрю показывает характер, принимает неожиданное решение, проходит точку невозврата и, тем самым, поднимается над собой. Кульминация фильма – радость Эндрю от сдержанного одобрения в глазах педагога.

-7
-8

Под занавес по привычке ждешь аплодисменты зала или что-то похожее на небольшой триумф, но лишенный сантиментов и, в то же время, последовательный режиссер поступает со своим героем так, как выразился Флетчер: “нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем «молодец»”. И потому легкая оптимистическая нотка в конце фильма вместо махрового оптимизма смотрится как нельзя кстати.

Отдельной похвалы заслуживает, конечно же, музыкальное сопровождение фильма. До просмотра фильма я даже не задумывался о том, насколько удачно джазовая музыка вписывается в пейзаж ночного мегаполиса: людская толчея, поток машин, неоновые огни, небоскребы.

-9

Со вкусом подобранные композиции, идеально ложащиеся в канву повествования плюс замечательная операторская работа с интересными кадрами и завораживающими деталями - одним словом, более чем удачный дебют (!) от режиссера Дэмьена Шазелла. Если вы еще не видели этот фильм, то я вам настоятельно его рекомендую.

  • Свое мнение о прочитанном вы можете оставить в виде лайка/дизлайка или комментария.
  • Если вам понравился мой канал, буду рад вашей подписке.