Два портрета известной актрисы второй половины 19 века Полины (Пелагеи) Стрепетовой написаны почти в одно и то же время двумя мастерами критического реализма Репиным и Ярошенко.
В Москве в Третьяковской галерее находятся два портрета актрисы. В 1882 году И.Е. Репин пишет портрет Стрепетовой, как подготовительный этюд к картине «Одинокое заключение», что находится ныне в пражской Национальной галерее. Этюд к ней стал одним из шедевров русской живописи. Уверенно изобразил художник выразительное лицо молодой женщины, длинными нечастыми мазками наметил волосы.
Глаза несколько затемнил, отчего взгляд становится глубоким. Главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета. Красочный слой представляет собой нечто волнующее, полное жизни. Колорит выдержан в общей теплой цветовой гамме. Широко и размашисто прописан фон, белильными мазками вылеплен воротник. Перед нами человек, находящийся в особом психологическом состоянии души.
Портрет П.А. Стрепетовой 1884г. Н.А. Ярошенко был экспонирован на двенадцатой передвижной выставке. Отклики на него были весьма разноречивыми.
А. Суворин, издатель популярного «Нового времени», называл портрет «безобразным», непохожим», «тенденциозным». Ему возражал Крамской: «Вы говорите: «Это безобразно!» и я понимаю, что Вы ищете тут то, что Вы видели иногда у Стрепетовой, делающее ее не только интересной, но замечательно красивой и привлекательной. И несмотря на то,я утверждаю, что портрет самый замечательный у Ярошенко: это в живописи то же, что в литературе портрет, написанный Достоевским…»
Сезон 1884 года считается едва ли не самым удачным в творчестве Стрепетовой. В это время она сыграла свои лучшие роли – Степаниду в «Около денег» Потехина и Кручинину в «Без вины виноватых» А Н. Островского. Фон картины достаточно темный. Белый воротничок и манжеты подчеркивают ее бледное, усталое лицо. Шаль лежит на плечах Стрепетовой, словно тяжелый груз. Современники актрисы вспоминали, что она сильно сутулилась. Явно симпатизируя Стрепетовой, художники – реалисты ничуть не идеализируют ее внешность. Нет ничего надуманно – красивого и в колорите работ. Русский реализм основывался не только на честном отношении к предмету изображения, но и на честном отношении к жизни.
Поставьте лайк, всем добра и искусства!!!