Свобода воли в первопричине реальности и конечных созданиях существуют параллельно, не отменяя и не вторгаясь в сферу деятельности друг друга.
Первопричина не имеет свойства реагировать на реальность в суб-абсолютном смысле, то есть вмешиваться в частный повседневный выбор индивидуальных волевых существ. Видовая принадлежность и вытекающий из физиологических характеристик ареал обитания живого существа предопределены помимо его воли. При этом находясь в окружении, к которому существо приспособлено, оно вправе выбирать любую модель поведения.
Например рыба, плывущая в реке, ограничена в выборе взаимодействий с окружающим миром лишь возможностями своего организма.
Пределы конечной воли прямо вытекают из естественных физиологических ограничений существа — чем больше оно в реализации своей воли отходит от изначальной предрасположенности и чем сильнее отдаляется от изначального ареала обитания, тем ниже его эффективность и результативность в новой деятельности, к которой оно изначально не приспособлено.
Так рыба, покинув воду, может некоторое время находиться в воздухе, но никогда не сможет летать по небу подобно птице. Выбросившись на берег, рыба также обнаружит непреодолимые ограничения, препятствующие её продвижению вглубь суши наравне с сухопутными животными.
Птица, уверенно чувствующая себя в воздухе, утрачивает все преимущества, стоит ей лишь опуститься на землю или попасть в воду. Равным образом и сухопутное животное не приспособлено для жизни в воде, и не поднимается в небо во избежание риска для собственной жизни.
На приведённых примерах представлены различия, основанные на физиологии. Некоторая несовершенная аналогия может прослеживаться между представителями животного мира разных видов и существованием различных психотипов у людей. Многочисленные психологические исследования констатируют сосуществование в обществе индивидуумов кардинально отличающихся друг от друга по структуре личности и организации психики. Такие наблюдения позволяют на основании сведений о психотипе личности даже делать вероятностные выводы о возможном её поведении, а также о предрасположенности к той или иной сфере деятельности.
Таким образом:
- Проявление абсолютной воли или «судьба» — предопределение предназначения того или иного волевого существа через наделение его определёнными характеристиками (биологический вид, пол, психотип, интеллектуальные и прочие личные качества, способности и предрасположенности).
- Проявление конечной воли или «личный выбор» — свобода действия волевого существа в рамках собственной, изначально заданной природы.
Воля высшего и низшего порядка не вторгаются в сферу действия друг друга. Так воля существа не имеет возможности повлиять на его собственную природу. В то время как абсолютная воля проявляется лишь в нарастании сложности и снижении эффективности действий волевого существа пропорционально степени его отклонения от предрасположенностей, вытекающих из своей предзаданной природы.
С точки зрения бесконечности, обращённой на конечную реальность — существует статистическое распределение всех последствий каждого частного выбора волевых существ в их совокупности.
С точки зрения отдельного волевого конечного существа на реальность — существует феномен реализуемого во времени свободного выбора любой из представленной в общем распределении статистических вероятностей.