В феврале этого года состоялась премьера нового фильма "Батя" режиссёра Дмитрия Ефимовича с участием в главной роли Владимира Вдовиченкова , которая вызвала самые противоречивые оценки.
История повествует нам о путешествии героя к своему Бате. Сам же Батя является конкретным олицетворением сурового русского мужика, который стал отцом на заре развала нашей страны, в девяностых. И по всем канонам воспитывал он своего сына так, как это возможно делали некоторые советские люди того времени. У одних эти старомодные методы воспитания вызовут улыбку, а у неподготовленного молодого зрителя при этом, могут "стать волосы дыбом". Ведь согласитесь, мало кому в современном детстве за сквернословие моют рот настоящим куском мыла. Да и во времена былые, это не было рядовым явлением. А то, что главным аргументом являлся «Батин ремень» или, чуть что – сразу в угол, вполне могло быть. На фоне таких воспитательных методов главный герой Макс рефлексирует о своем детстве. Будучи во взрослом возрасте отцом двух детей, хочет понять, почему его Батя был именно таким закрытым и в чем-то жестоким.
Весь сюжет вертится вокруг того, что Батя обещал навестить Макса и его семью на свое 70-летие. Но, по неведомой для родни причине, не приехал и не сообщил об этом. И тогда главный герой Макс сам отправляется в дом, в котором прошло его детство. По дороге на него нахлынут воспоминая, о жизни с Батей. От этих фрагментов у многих зрителей, кто хотя бы чуть-чуть застал девяностые, может случиться прилив ностальгии и сожмется сердце.
При просмотре фильма складывается впечатление, что многие фрагменты из прошлого выглядят как оборванные куски, из которых нельзя сделать полноценный вывод о поступках персонажей, да и в целом понять «что конкретно этим хотел показать автор?», а в поведении отца, зачастую явно прослеживается то ли нездоровый эгоизм и жестокость, то ли он не до конца понятая роль отца.
Фильм задумывался как комедия, но в итоге вы получите сеанс «машины времени». Временная сюжетная линия с детством главного героя, несмотря на весь абьюз в воспитательных методах со стороны отца, кажется намного ярче «современной части фильма». Повествование современности выглядит как одно сплошное уныние, как в плане раскрытия сюжета, так и игры актёров.
В заключение, можно сказать так: люди, заставшие 90-ые обречены на чувство ностальгии. Она во всём начиная от домашнего интерьера того времени и заканчивая типичностью некоторых ситуаций. Также у меня сложилось впечатление, что те, кто родился в 2000-ые и позже, вероятнее всего не смогут полноценно понять «что это вообще было?». Фильм пытается поднять вечный вопрос пропасти между поколениями. Для кого-то картина будет откровением тихого ужаса того времени и реальности поступков персонажей, особенно на контрасте современностью. Кому-то картина понравится за счёт локальной атмосферности и ламповости ностальгии, ведь наша память так устроена, что хорошие моменты мы помним лучше, чем плохие, особенно если это воспоминания о детстве. Но халтурой фильм точно не назовёшь, хоть и непонятно на каком сюжетном стуле пытались усидеть авторы. Каждый в этом фильме увидит что-то своё, в зависимости от ожиданий и пережитого опыта. А может, так и было задумано изначально. Для разнообразия молодым советую попытаться взглянуть, хуже не будет. Не молодым, во время просмотра станет теплее, так что смотреть стоит тем более.
Специальный корреспондент канала "Литературный гурман" Валерия Полухина