Развитие творческих способностей через музыкально - ритмическую деятельность детей дошкольного возраста.
30 марта 202130 мар 2021
16
В современных условиях становления демократического общества вопрос активизации и развития творческих способностей каждого человека стоит особенно остро. Общество испытывает настоятельную потребность в социально активных членах, творческих личностях. Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, отличающаяся социальной значимостью, новизной, оригинальностью. Состоянием творчества должны быть проникнуты все сферы деятельности человека в целях его развития (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, П.П. Крамар, М. Мамардашвили, А.Т. Шумилин и др.).В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из основных образовательных областей является художественно–эстетическое развитие, в котором особое место отводится музыкальному искусству. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребенок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.
Сегодня к проблеме развития творческих способностей в музыкальной деятельности обращаются известные педагоги, учителя – практики. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей дошкольников, требует новых современных подходов и технологий использования музыкальных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
В решении данной проблемы особо подчеркивалось значение музыкально-ритмической деятельности выдающимися педагогами – основоположниками дошкольного воспитания. Швейцарский педагог Э. Жак - Далькроз в начале 20 века разработал систему ритмического воспитания, он считал, что специально подобранные упражнения развивают у детей музыкальный слух, память, внимание пластичную выразительность.
В нашей стране музыкально-ритмическому воспитанию дошкольников уделяли внимание такие педагоги, как Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Е. Н. Соковнина, А. Н. Зимина и другие.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. Поэтому одной из важнейших задач педагога, является поддержка интереса ребёнка к самовыражению в музыкальном движении. Для этого важно научить детей тонко воспринимать музыку, её характер, игровой образ и основные средства выразительности, так как в музыкально-ритмической деятельности музыка является ведущим компонентом.
Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности (под музыкальностью принимается умение ребенка воспринимать в музыке определенное содержание), а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. Детские пляски и танцы основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмических движений можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные – импровизационные, а также комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию.
На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества.
Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умение быстро и точно его тормозить. В игре «Медведь и зайцы» дети, изображающие зайцев, должны присесть и не шевелиться до тех пор, пока «медведь» не уйдет. Музыка В. Ребикова, передающая образ большого медведя, настораживает детей, заставляет их сохранить полную неподвижность. Инсценируя русскую народную песню «Как на тоненький ледок», детям следует своевременно «упасть» с санок, во время подбежать на помощь и так далее. Необходимо быстро, четко изменить движение, рассчитать время, чтобы преодолеть пространство. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость, податливость своего тела.
Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.
Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги туловище. Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры. Например, в момент соревнования (после окончания музыки) ребятам достаточно услышать первые музыкальные звуки, как они вновь организуются и становятся на места. Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной и творческой.
Работа педагога по развитию музыкальных и творческих способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям — развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки — это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения — это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей, человек и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски, существующие, пожалуй, только в детском саду.
Действия детей на ООД по музыкальному развитию направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.
В современных условиях становления демократического общества вопрос активизации и развития творческих способностей каждого человека стоит особенно остро. Общество испытывает настоятельную потребность в социально активных членах, творческих личностях. Творчество - высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, отличающаяся социальной значимостью, новизной, оригинальностью. Состоянием творчества должны быть проникнуты все сферы деятельности человека в целях его развития (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, П.П. Крамар, М. Мамардашвили, А.Т. Шумилин и др.).В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из основных образовательных областей является художественно–эстетическое развитие, в котором особое место отводится музыкальному искусству. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребенок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.
Сегодня к проблеме развития творческих способностей в музыкальной деятельности обращаются известные педагоги, учителя – практики. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей дошкольников, требует новых современных подходов и технологий использования музыкальных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
В решении данной проблемы особо подчеркивалось значение музыкально-ритмической деятельности выдающимися педагогами – основоположниками дошкольного воспитания. Швейцарский педагог Э. Жак - Далькроз в начале 20 века разработал систему ритмического воспитания, он считал, что специально подобранные упражнения развивают у детей музыкальный слух, память, внимание пластичную выразительность.
В нашей стране музыкально-ритмическому воспитанию дошкольников уделяли внимание такие педагоги, как Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Е. Н. Соковнина, А. Н. Зимина и другие.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало его будущей творческой деятельности. Поэтому одной из важнейших задач педагога, является поддержка интереса ребёнка к самовыражению в музыкальном движении. Для этого важно научить детей тонко воспринимать музыку, её характер, игровой образ и основные средства выразительности, так как в музыкально-ритмической деятельности музыка является ведущим компонентом.
Музыка - одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящее окружающую нас действительность в звуковых образах. Общение с музыкой способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности (под музыкальностью принимается умение ребенка воспринимать в музыке определенное содержание), а музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка. Детские пляски и танцы основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмических движений можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные – импровизационные, а также комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию.
На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Но постоянно возникающая ситуация – необходимость действовать под музыку – развивает волевые качества.
Игры, танцы требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умение быстро и точно его тормозить. В игре «Медведь и зайцы» дети, изображающие зайцев, должны присесть и не шевелиться до тех пор, пока «медведь» не уйдет. Музыка В. Ребикова, передающая образ большого медведя, настораживает детей, заставляет их сохранить полную неподвижность. Инсценируя русскую народную песню «Как на тоненький ледок», детям следует своевременно «упасть» с санок, во время подбежать на помощь и так далее. Необходимо быстро, четко изменить движение, рассчитать время, чтобы преодолеть пространство. Дети испытывают радость от хорошо выполненного задания, чувствуя ловкость, податливость своего тела.
Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. А это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, испытывает особый подъем, жизнерадостность.
Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего, в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги туловище. Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры. Например, в момент соревнования (после окончания музыки) ребятам достаточно услышать первые музыкальные звуки, как они вновь организуются и становятся на места. Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной и творческой.
Работа педагога по развитию музыкальных и творческих способностей ребенка в музыкально-ритмической деятельности строится по двум направлениям — развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки — это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр, требования же в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения — это определенный запас движений, которые заимствованы из физической культуры (гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений), из области сюжетной драматизации (изображение птиц, зверей, человек и его деятельность), из области танца (элементы народных плясок, бальных танцев), а также движения детской пляски, существующие, пожалуй, только в детском саду.
Действия детей на ООД по музыкальному развитию направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.