Найти тему

"Простодушный" - Вольтер эпохи перестройки

В 1992 году режиссёр и сценарист Евгений Гинзбург взялся за постановку своего нового фильма. Начало девяностых - лихое, тяжелое, смутное время... А Гинзбург внезапно решает ставить Вольтера. Правда, в свойственной этому режиссёру манере - в виде музыкального фильма-гротеска. или, как охарактеризовал свою картину сам Гинзбург, фильма-маскарада. Картина была заявлена как совместная, в те годы это было популярно. В съёмках принимали участие три страны - Россия, Франция и США. Правда, участие двух последних было практически номинальным.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Проект обещал быть очень интересным. Возможно, это мог бы быть лучший фильм Гинзбурга. Свобода выражения, свойственная фильмам девяностых, счастливо сочеталась в нём с добротными традициями и качеством советской киношколы. И, хотя в кадре порой мелькает обнаженная натура (еще одна отличительная черта кинематографа этого времени), но мелькает не чрезмерно и без пошлости. Да и натура, будем честны, прекрасна.

А еще режиссёру удалось собрать в свой проект действительно фантастический актерский состав. В этом нет ничего удивительного - интересных достойных фильмов в то время снималось крайне мало и актёры были только рады поучаствовать в экранизации аж самого Вольтера, да еще и у хорошего режиссёра. Так что список фамилий таков, что хочется зачитывать его стоя. В "Простодушном" снимались: Николай Караченцов, Зиновий Гердт, Александр Ширвиндт, Александр Абдулов, Михаил Кокшенов, Лариса Голубкина, Армен Джигарханян, Леонид Куравлёв, Константин Райкин... Причем, - зачастую в эпизодических ролях.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

А еще фильму очень повезло с главными героями. Точнее, с актерами, сыгравшими их роли. И если для Ларисы Шахворостовой роль прекрасной и нежной Мадлен не была в ее кинокарьере первой, то ее партнер, Сергей Маховиков, дебютировал в кино именно в роли Простодушного. И нужно сказать, что сложно представить более подходящего актера на эту роль. Неудивительно, что уже в год выхода фильма на экран, оба главных героя завоевали кинопризы: Лариса Шахворостова получила Золотого Дюка в номинации "Лучшая женская роль", а Сергей Маховиков - приз «За многообещающий дебют» на кинофестивале "Созвездие".

Эти двое не только прекрасно сыграли свои роли, нисколько не уступая более опытным и именитым коллегам, они подарили фильму ту самую "химию отношений", подделать которую невозможно. Стоит ли удивляться, что кинопара стала парой реальной, актеры поженились еще до окончания съёмок и до сих пор живут вместе.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Фильм снимался как музыкальный, это практически мюзикл. Возможно, в результате получилось не самое классическое прочтение Вольтера, но будем честны - в классическом варианте снять его так, чтобы смотреть было интересно современному зрителю, практически нереально. Так что в фильме много музыки - и музыки чудесной. Композиторами были Владимир Давыденко, Анатолий Кролл и Валерий Мягких, все песни были написаны на стихи Юрия Ряшенцева. Поют как сами актёры (в фильме звучат голоса Сергей Маховикова, Ларисы Шахворостовой, Зиновия Гердта, Ларисы Голубкиной, Николая Караченцова), так и профессиональные певцы.

Словом, у фильма были все предпосылки, чтобы стать если не знаменитым, то, как минимум, очень известным. А теперь скажите мне, уважаемые мои читатели, многие ли из вас не то что видели этот фильм, а хотя бы слышали о нём? Подозреваю, что единицы. (Если видели, дайте знать в комментариях, пожалуйста! Мне действительно интересно.) Почему же так получилось? Причин несколько, но всё традиционно сводится к банальному - к деньгам. Деньги, выделенные на съёмки, закончились неожиданно быстро (это не удивляет, вспомните, как скакали цены в девяностые), поэтому картину вместо полновесной телевизионной версии стали подгонять под требования и формат большого экрана. Пропала чуть ли не треть снятого материала, что не лучшим образом сказалось на фильме. Сцены резали по живому... Так, от всей роли Александра Абдулова остался крохотный проходной эпизод. Предполагалось, что изменение стилистики фильма будет медленно идти по нарастающей - от веселого фарса до трагедии. Но в итоге мы имеем сейчас две серии, достаточно резко отличающиеся друг от друга стилистически. Но самая большая беда - плёнка. Фильм снимался на самой дешевой пленке из возможных - она, что не удивительно, оказалась недолговечной. Вы не найдёте сейчас даже мало-мальски приличной версии фильма, во всяком случае - полной. Согласитесь, что для музыкальной картины это гибель.

Но всё же хочется надеяться, что когда-нибудь найдётся энтузиаст и займётся воскрешением этого чудесного фильма - право слово, он того стоит!

Надеюсь, вам понравился материал. Напомню, что по существующей на Дзене традиции поблагодарить автора можно (а некоторые считают, что даже нужно!) лайком. Вам несложно, а автору приятно. Кстати, это увеличит ваши шансы на появление в ленте интересных материалов.
Заглядывайте - надеюсь, впереди у нас еще много встреч с интересными фильмами.
Яндекс Картинки
Яндекс Картинки