29 марта 1942 г. на станции Ржевка, через которую шел весь железнодорожный поток грузов с Ладоги в Ленинград, произошел сильнейший взрыв. Этим утром район станции, поселок Ржевка и завод «Краснознаменец» подверглись интенсивному артиллерийскому обстрелу из дальнобойных орудий. Это было впервые с начала войны. Да и вообще район Ржевки до сих пор считался глубоким тылом - до линии фронта с любой стороны не меньше 22-25 километров.
К моменту катастрофы на путях станции находилось около 400 вагонов, из которых 130 были с боеприпасами, а прочие - с пустой тарой из-под взрывчатых веществ, теплушки и пассажирские вагоны с эвакуируемыми из города женщинами, детьми и ранеными.
Обычно такого скопления не было. Но рядом со станцией находился (и до сих пор находится) научно-исследовательский морской артиллерийский полигон. Во время блокады лаборатории полигона занимались подготовкой боеприпасов - заряжали снаряды взрывчаткой. За сутки изготавливалось свыше 7 тыс. артиллерийских выстрелов и 3 тыс. мин.
И вот в конце марта на станции Ржевка скопилось большое количество вагонов с аммотолом, предназначавшимся для снаряжения минометных мин. Противник, обнаружив необычное скопление вагонов вблизи полигона, нанес по нему мощный артиллерийский удар 240-мм орудиями, вызвав одновременный подрыв свыше 70 вагонов с боезапасами.
В результате взрыва на полигоне и в окрестностях было убито и ранено свыше тысячи человек, выведена из строя (фактически полностью уничтожена) железнодорожная станция и причинены значительные разрушения самому полигону.
Из воспоминаний местного жителя: «Я в это время закрылся одеялом. Тряхануло здорово. Когда вылез из-под одеяла, на мне лежала оконная рама, одеяло было местами рассечено осколками стекла, а над головой я увидел предрассветные звезды. Взрывная волна просто перевернула наш дом, а это был генеральский дом, построенный еще перед революцией. Со всеми службами, даже ледник-погреб был сделан железобетонный и засыпан землей по самую крышу. Мы спали дома - проснулись на улице».
****