Когда нам рассказывают про вступление США во Вторую Мировую войну, то практически всегда рисуют апокалиптическую картинку а-ля 1941 год в СССР или 1939 - в Польше. Вражеские самолеты, бомбящие мирные аэродромы; бойцы, в увольнении попавшие под бомбы; штабы, в которых нет никаких планов по отражению внезапной атаки врага... В общем, смотрите "Пирл-Харбор", и всё увидите.
Оставляя в стороне вопрос о том, в какой мере "внезапным" было нападение Германии на Польшу и СССР, можем со стопроцентной уверенностью сказать: уж США-то точно были готовы к войне.
Рассказываю.
* * *
И придется нам для начала отмотать "время вспять" лет этак на пятьдесят. А лучше - на сто двадцать.
1823 год, президент США Джеймс Монро провозглашает новый курс внешней политики США - который позже будет назван в его честь "доктриной Монро". Тезис: пусть Европа сколько угодно стреляет друг в друга, страны Нового Света вовсе не обязаны в этом участвовать. Так сказать, "не лезьте в нашу песочницу!" При внешне благопристойной форме - спасение жизней, неучастие в войнах за чужие интересы - доктрина Монро, по факту, превращала всю Америку в колонию США: как наиболее сильная (и единственная экономически развитая) держава региона, США неизбежно навязывали свою волю остальным странам; а тем получить поддержку из Европы было проблематично, как из-за расстояний, так и из-за присутствовавших там политических противоречий. Так что США потихоньку избавились от потенциальных соперников, и начали жить-поживать, добра наживать, в отсутствие внятной конкуренции от европейцев.
Естественным результатом "доктрины Монро" стал изоляционизм - наиболее сильное политическое течение в США в конце XIX века. Не стоит лезть в свары Старого Света и расходовать впустую ресурсы - лучше спокойно торговать со всеми сторонами любого конфликта и иметь профит. А за невмешательство в дела Европы - требовать взаимного невмешательства в дела Нового Света. То есть, фактически, оборонять свой задний двор, свои колонии, методом вооруженного нейтралитета.
И да, на тот момент США уже были достаточно сильны и в экономическом, и в военном отношении. Так что для европейских держав нейтралитет США частенько было выгоднее купить.
* * *
Пропустим испано-американскую войну, хоть она и завершила формирование "системы Монро": в этой войне нам сейчас интересен только тот факт, что США - внезапно! - обзавелись не просто колонией, а колонией за пределами Нового Света: Филиппины перешли под их управление.
И перейдем сразу к Первой Мировой.
В Первую Мировую в США изоляционизм - возобладал. Изоляционисты не допускали вступления США в войну до тех пор, пока поражение "центральных держав" не стало неизбежным. Ну, а если исход очевиден - почему не поучаствовать на стороне победителя?
Но вот ведь беда: остальные страны-победительницы управлялись тоже не идиотами. И эта выжидательная политика американцам аукнулась: несмотря на экономическую мощь, которую Штаты вынесли из десятых годов, они стали - одним из второстепенных игроков на мировой политической арене. Ну не допускали их Англия с Францией до главных рычагов управления. "Раньше надо было думать!" - лейтмотив англо-французских выступлений в двадцатые годы.
Так что, несмотря на "победу", воспользоваться плодами победы в полной мере США не смогли. И потому в Штатах подняли голову сторонники участия страны в мировой политике - наравне с европейскими державами.
Собственно, для этого были и более важные причины, чем просто обида за "недополученные пряники" за победу. Промышленность США росла, торговый и банковский капитал - тоже; и к концу XIX века Штатам стало тесно "в своей песочнице". Нет, ну правда: где больше всего живет людей? В Европе, в Китае, в Индии. Южная Америка в этот список самых населенных районов мира явно не входит. А главные доходы - там, где больше людей, это очевидно. Так что настало время для США побороться за главные мировые рынки. А борьба эта, что в XIX веке, что в XVIII, что сейчас - всегда велась с использованием силовых методов. В те времена простых решений это значило - путем военного передела сфер влияния.
Так что США активно стали готовиться к новой войне, как на море (это в первую очередь: они, как и англичане, считали именно морскую мощь гарантией мощи экономической), так и на суше. Ну и партия изоляционистов все больше и больше теряла влияние - хотя по поддержке населения она по-прежнему лидировала, уж очень не понравилось простым американцам участие, хоть и недолгое, в Первой Мировой.
* * *
А что же Япония? Вот не являюсь к сожалению, большим специалистом в японской истории, но - с неизбежностью, просто по факту жизни в России - знаю о том, что Япония считала зоной своих интересов всю Восточную Азию. И в борьбе за эту зону она последовательно разгромила Китай, Россию, а потом и вытеснила оттуда Германию. Занять все свои завоевания она не смогла - помешали "союзники", - но очевидный плацдарм ей создать удалось. Речь, в первую очередь, о Корее - которую в 1930-ых никто уже и не рассматривал отдельно от Японии, - о Манчжурии - которую мы хотели бы вернуть, но никак, - и о Формозе, она же - Тайвань. Следующей целью должен был стать густонаселенный южный Китай; но чтобы захватить его и удержать было необходимо вначале разгромить и лишить самостоятельности Китай центральный. Ну и северный, до кучи - хотя он, в целом, японцам был не слишком нужен.
Чем Япония, с милой детской непосредственностью, и занялась в 1937 году. И, к 1940 году, взяла под контроль почти все густонаселенные районы Китая, а также практически всю транспортную инфраструктуру страны.
Тем самым Китай был полностью выведен из экономической сферы влияния европейских стран и США, и все его природные и людские ресурсы оказались в исключительном пользовании Японии.
А Соединенные Штаты, как мы помним, уже не удовлетворялись "своими" территориями в Южной и Центральной Америках. Им уже надо было больше. Индия, принадлежавшая Британской империи, была практически недоступна, Африка и Ближний Восток - неплатежеспособны; в Европе после распада четырех империй тоже с платежеспособным спросом было не слишком здорово.
А тут - Китай из-под носа уводят! Да внаглую!
Штаты возмутились.
Потом возмутились еще раз.
После сто-тридцать-второго-китайского предупреждения... В общем, как-то обидно стало американцам. Какие-то желтозадые макаки (это почти общеупотребительный термин в отношении японцев в США 30-ых годов) имеют наглость плевать на наши законные требования!
Это даже изоляционистам не нравилось. И американский Конгресс с Сенатом дали президенту Ф.Д. Рузвельту практически карт-бланш на действия против Японии.
Ну разве что войну объявлять - не разрешили.
А оно и не надо! надо просто поставить японцев в такое положение, когда они - хотят, не хотят - будут вынуждены напасть на США. И все получится!
В общем, о дальнейшем вы, скорее всего, слышали. Сто-тридцать-третье-китайское вдруг, совершенно неожиданно для японцев, закончилось эмбарго на поставку нефти и нефтепродуктов из США в Японию. Ну это примерно так же, как сейчас нельзя вывозить в Россию американскую электронику.
Только гораздо хуже. Потому что нужную электронику мы сейчас легко купим у китайцев (а то и сами сделаем, если уж совсем припрёт), а вот горючку японцам стало брать неоткуда. С Россией они расплевались, Англия вывозит всё горючее с Ближнего Востока и из Голландской Ост-Индии (она сейчас называется Индонезия, а на тот момент, после захвата Нидерландов Германией, эти территории были оккупированы Великобританией) к себе на острова... Куда бедному японцу податься?
Увы-увы, статья превратилась в "лонг-рид", посему рублю по-живому. Продолжение следует!
Вниманию постоянных читателей! На сайте subscribe.ru открыта тематическая подписка "Спорные мысли: История" (socio.people.spornyemysliist). Подписавшись, вы не пропустите авторские материалы на темы, связанные с военной наукой, политикой, и военной историей.
Также каждую пятницу выходит рассылка "Спорные мысли: Дайджест" (socio.people.spornyemysli), в которой даны ссылки на все материалы канала "Спорные мысли", вышедшие за прошедшие десять дней, а также интересные выпуски прошлых лет. Один из материалов, по выбору ведущего, включается в текст рассылки.