Найти в Дзене
Новые сказки Севера

Моё интервью журналу семейного чтения "Кораблик"

"...Я просто продолжу писать сказки".

Кораблик: Денис, расскажите, чем вы занимались до того, как стали писать?

Денис Макурин: Я родился в Архангельской области, в Мезенском районе, в посёлке Каменка. В пятилетнем возрасте переехал в село Холмогоры. Родители рассказывали, будто бы это я их уговорил ехать за счастьем. Посмотрел фильм «Серёжа» 1960 года, запомнил последнюю фразу: «Какое счастье, мы едем в Холмогоры», - и уговорил. Шутят, конечно.

Учился в Холмогорской средней школе им. М.В. Ломоносова. Любил черчение, геометрию и литературу. Правда, классика трудно давалась, я больше любил читать на отвлечённые темы, совсем не то, что задавали. На одну книгу, заданную по литературе для чтения на лето, приходилось две-три с приключениями и фантастикой.

Потом было строительное училище. Служба в армии. После армии женился. Есть дочь. Работал стропальщиком, каменщиком, мастером, прорабом, параллельно закончил строительный техникум. Планировал учиться дальше и стать инженером, но в 2013 попал в аварию, поэтому пришлось кардинально менять профессию.

В 2015 году журнал «Двина» публикует сборник моих зарисовок "Счастливое детство". А уже через год в свет выходит книжка «Макароны в тюбике».

Кораблик: Как вы начали писать?

Д.М.: Всё вышло случайно. Вот честное слово, никогда даже не помышлял о литературном творчестве. Примерно в 2014 году нечаянно забрёл на одну "болталку" в интернет-пространстве и начал общаться. Я в шутку рассказывал о детстве, а читатели в моих историях увидели себя и начали хвалить, мол, автор пиши есчё! А потом и вовсе кто-то провёл параллель с детскими писателями Виктором Драгунским и Николаем Носовым. Когда стали звучать призывы: «Макурин, пиши книгу!» Я призадумался. Так и родилась идея оформить свои истории в рассказы.

Кораблик: Почему именно детская литература?

Д.М.: У меня есть произведения, рассчитанные и на взрослого читателя: сборник рассказов «Хивок», опубликованная в «Двине» повесть «Домовой». В будущем, конечно, хочется писать для детей, но часто произведения сами рождаются и просятся на бумагу, не спрашивая разрешения. В какой-то мере это подаётся сверху, а я всего лишь проводник.

Кораблик: Много ли личного детского опыта в ваших рассказах?

Д.М.: Много. Первые рассказы даже придумывать не пришлось, всё так или иначе из жизни: шалости, чудачества, неосуществлённые мечты. Во второй сборник я записывал проделки племянника и дочки. И только на третьей книжке подключилась фантазия.

Теперь всё это работает в совокупности: что-то вспомнил о себе, за кем-то понаблюдал, о чём-то дофантазировал. Вот, к примеру, сказка «Кот Семён» в основе которой заложен вполне реальный сюжет.

Сколько-то лет назад я увидел новость о том, что в Мурманске поставили памятник коту Семёну, который потерялся в Москве. Шесть лет Семён добирался до родного дома в Мурманске «своим ходом» и добрался-таки! Разве могло не тронуть кого-то случившееся? Так появилась сказка, в которой я встречаюсь с этим путешественником, а он рассказывает много интересного о житье-бытье и своих похождениях.

Кораблик: Помогает ли отцовский опыт писательскому делу?

Д.М.: Как я уже сказал, у меня дочка. И отцовский опыт, конечно, помогает. Есть за кем наблюдать. И благодаря ей я знаю, что тревожит юную душу. В 7 лет – это ещё куклы, в 11 – уроки, в 16 – задумывается о будущем, заглядывается на мальчиков. Вот вам готовый сюжет взросления, остаётся лишь найти способ, как это подать читателям, чтобы им тоже было интересно, чтобы, читая, они узнавали себя.

Кораблик: Когда настроение падает и теряется вдохновение, что делаете? Откуда черпаете силы?

Д.М.: Ем сырую морковку и иду гулять – работает безотказно! А вообще, силы и вдохновение – это всегда всплеск положительных эмоций. Катализатором к написанию рассказа может послужить что угодно: и поход в театр, и посещение картинной галереи, и даже просто просмотр хорошего фильма. А как-то я стоял на набережной и минут пятнадцать наблюдал за радугой, как она поднимается прямо из реки и за много километров исчезает. Вот даже такая мелочь вдохновляет.

Кораблик: Расскажите, как вы пишите, в какой обстановке?

Д.М.: Сложно передать, как это происходит. Иногда вынашиваю идею несколько дней-ночей. Иногда полгода. А бывает, всё происходит спонтанно: сел за ноутбук, открыл ворд – и текст сам появляется из ниоткуда. Волшебство какое-то! а вот обстановка всегда одинаковая, точнее, для меня важно, чтобы в момент написания соблюдалось одно условие – тишина.

Кораблик: Издатели в один голос говорят, что многие талантливые писатели уходят из профессии, потому что их никак не поддерживают извне (государство, профсоюзы, меценаты). Считается, что быть писателем – это быть голодным и аскетичным. А нужно содержать семью. Выживают писатели, создающие вокруг себя ауру успешности, их доход строится на маркетинге – лекции, встречи. Согласны ли вы с тем, что писатель – это аскет нашего времени, который должен быть готов работать «в стол»? Как смотрите на эту ситуацию – какой она представляется вдалеке от столицы?

Д.М.: Наверное, если творец живёт в глубинке и занимается только писательством, то он аскет, но я таких не знаю. Мои знакомые, неважно начинающие или состоявшиеся, все имеют основную работу: это журналисты, учителя, театральные или офисные работники. И я не знаю того, кто бы перестал писать потому что их не поддержали из вне. Это как? Обиделся, что ли, и перестал писать?

Если человек одарён, он всё равно пишет и находит своего читателя: через соцсети, литературные журналы, участвуя в конкурсах или премиях. Да, это не приносит каких-то больших доходов, но, поверьте, не каждый писатель ради денег творит.

-6

Кораблик: Чтобы вы хотели пожелать своим читателям?

Д.М.: Закрыв прочитанную книгу, не растеряйте хорошего настроения и приобретённой доброты.

С моими рассказами можно ознакомиться здесь

Со сказками здесь