Это история о том, как я защищал свой диплом. Два года прошли незаметно. Год в Италии, полгода в Германии и полгода дома в Москве. Жаль, что корона все планы подпортила. Остается только надеяться, что один испорченный план – это возможность для другого, более продвинутого. Ну да сейчас не об этом. Сейчас о том, как я свой диплом в Болонском университете защищал. Впечатления пока свежие – только три дня прошло. Надо сразу делиться, а то не записал сразу свои осенние приключения с продлением вида на жительство, так теперь руки не доходят. А там весело было – когда-нибудь расскажу.
Читайте с удовольствием!
К диплому я стал готовиться еще в ноябре 2019-го. Сидя дождливыми вечерами в уютной немецкой общаге, дегустировал местные сорта пива и перебирал выложенные на сайте шаблонные темы и руководителей, прикидывал что, собственно, мне из этого интересно. Вообще говоря, там была одна тоска зелёная. Хотелось какого-нибудь подвига, какую-нибудь гору свернуть, а тут «Финансовые деривативы и изменения климата». Или «Эмпирические подходы к оценке влияния вредных выбросов на рост», видимо экономический. Или шедевр, я считаю: «Эко-справедливость и игра случая: роль бухгалтерского учета». Я до сих пор не понимаю, что об этом можно писать.
Почитаешь, глянешь как за темным окном немецкий дождь хлещет, и совсем тоска пробирает. Глоток пива, колбаска, и опять подвига хочется.
Пришлось всё выдумывать самому. Что-то хоть немного прикладное и интересное. Далеко ходить не стал. Меня в Италии всё время раздражала тамошняя технология сортировки домашнего мусора. Вещь, с точки зрения сохранения окружающей среды, совершенно бессмысленная, но успешно занимающая половину кухни. Ну, думаю, проведу исследование на тему «сколько люди готовы заплатить, чтобы избавиться от домашней сортировки мусора».
«В чем же тут подвиг?»: спросите вы. А подвигов тут два. Во-первых, работы вагон. А во-вторых, это ж покушение на святое! Как же это, мусор-то не сортировать? Нам же всю дорогу твердят что это крайне необходимо. Ну и польза есть. Исследование даст достаточно точную сумму, которую народ готов заплатить за строительство современного сортировочного центра.
С руководителем решил голову не ломать и стал писать директрисе нашего курса. Дама она не простая и на чистоте окружающей среды, как мне кажется, немного сдвинутая. Причем ее точка зрения соответствует мэйнстриму. В этом мэйнстриме нет никаких сомнений в том, что СО2 - это плохо, а частная собственность на ресурсы общего пользования - это хорошо. Ну а о необходимости ручной сортировки отходов и ручного же сбора мусора на пляже после каждого шторма и говорить нечего.
Написал. Сделал еще пару глотков и решил, что в глазах адепта устойчивого развития тема будет звучать уж слишком по-хулигански. Не рискнул. Придумал другую: «сколько люди готовы заплатить за доведение пляжа Римини до получения Голубого флага».
Кто бывал в Римини – знает, что дело это гиблое, но посчитать было бы интересно. С моей точки зрения тут сплошная польза. Я вынужден контактировать с кучей итальяно-говорящих, что положительно скажется на моем языке и каких-то знакомствах, тема технично вводит меня в среду заботящихся об экологии и качестве жизни в городе, дает возможность налаживания контактов с местной пляжно-отельной группировкой. Плюс отработка навыков сбора полезных данных, которые легко масштабируются и переносятся в другие места. Ну и подвиг, конечно, присутствует. Сама идея мне до сих пор нравится.
Написал директрисе, она, как ни странно, в тот же вечер согласилась. Прикинули с ней направление работ, она насыпала мне кучу литературы для изучения. Процесс пошел.
Было это в декабре 2019, когда я в Германии учился.
С выбором руководителя я не ошибся. Она активно интересовалась тем, что и как я делаю, что-то рекомендовала и было видно, что тема ей интересна. К марту 20 года я уже неплохо представлял стоящие задачи, моя професоресса свела меня с несколькими специалистами по изучению береговой линии, я подготовил предварительный опрос в Римини.
На этом проект и закончился. С марта месяца я застрял в Москве, а Римини погрузился в само- и не очень само- изоляцию. Сначала я ждал, что все закончится. Потом опять ждал. Потом опять. Но когда в конце октября Италия решила продолжать карантинные меры, я понял, что физически не успеваю закончить диплом к марту 2021. Это, по идее, была последняя дипломная сессия моего года. Тянуть, в принципе, можно, но придется платить за очередной учебный год, иметь проблемы с видом на жительство и терпеть другие мелкие неприятности. Зачем?
Надо менять тему. Жаль, конечно, проделанной работы. Но вариантов, в сущности, не было.
Что теперь? Еще летом я для своих собственных целей ковырялся в вопросе переработки автомобильных шин. Набрал кое-какой материал, съездил на пару заводов, сделал разные расчеты. Грех не воспользоваться!
Но придется сменить руководителя. Написал своей директрисе. Она снова мгновенно согласилась и пожелала удачи с новой темой. Выбрал профессора, который не значился в предварительных списках. Оказалось, что так тоже можно. Он легко согласился, наприсылал мне литературы, мы согласовали с ним предварительный план, и я засел за работу. Тема в результате сменилась на «Промышленная переработка автомобильной резины, пластиков и моторного масла».
Углубление в теорию переработки давалось нелегко. Промышленная химия – не мой конёк и разбираться порой было непросто. Рабочий день стал ненормированным. Но и тут профессор мне охотно помогал и отвечал на глупые вопросы. В результате получилось неплохо. Я, честно говоря, недоразобрал несколько потенциально приемлемых для моей технологии материалов, но существенного влияния на выводы это оказать не могло. Никаких существенных замечаний мой профессор не сделал. Но, что меня удивило, качественно вычитал текст, исправил все опечатки и устранил бардак с индексами в химических формулах. Какой-то запредельный уровень доброжелательности!
К середине февраля всё было сделано, диплом загружен на экзаменационный портал, пройдена проверка на плагиат и осталось только ждать назначенной на конец марта защиты. Италия опять вся в ограничениях и защита только дистанционно через кривой MS Teams . Жаль. Я бы с удовольствием защитился на месте.
За две недели до экзамена спросил председателя комиссии о том сколько должна длиться моя презентация. «Ну, минут 10 на презентацию и еще пять минут на дополнительные вопросы. Хотя, если все участники предрасположены, за 10 минут мы управимся,» - был ответ.
Интересная задача уложить восемьдесят страниц убористого текста с сотней литературных источников в 10 минут презентации. В результате отрезал всё!
За неделю до защиты согласовал презентацию с профессором и спокойно ждал дня икс.
Нервишки зашалили за день до защиты. Нет, ну понятно, что ничего уже случиться не может. Если тебя допустили до финала, можно считать, что ты уже сдал. Процедура вполне формальная. Но меня накрыло. До ночи тренировался читать текст презентации, носился с распечатками, фантазировал дурацкие вопросы и выдумывал ответы, пробовал как всё запускается в этом недоделанном Teams , примерялся где удобнее сидеть, погладил рубашку…
В 12 часов начали. Нас было шестеро. Я оказался последним в списке, так что прослушал всех. Интересно, что у всей сдававшейся детворы презентации были сделаны на профессиональном уровне. Подбор шрифтов и картинок, выверенные интервалы, временами нестандартная анимация. Я со своим бесплатным шаблоном, собственными фотографиями и табличками из Excel даже немного растерялся. Хорошо, что нашелся еще один лентяй (или скупердяй) с точно таким же шаблоном, как и у меня – это успокоило.
В комиссии трое. Прилично одетые, с включенными камерами. Каждый числился руководителем кого-нибудь из сдающих. Председатель объявляет очередного студента, тот включает камеру, микрофон и раздает свою презентацию. Закончив, отключает видео и звук и подключается следующий вызванный. Первых двоих выслушали бодро. Я было пытался слушать, но качество звука было посредственное и мне быстро надоело. Комиссии тоже. На третьем наш председатель откровенно заклевал носом, но мой профессор задал какой-то дополнительный вопрос и спас положение.
Дальше мой руководитель задавал по одному вопросу каждому. Вопросы простые – чтобы не уснуть. Одна из девчонок, от волнения видимо, запуталась в ответе, так он сам же на него и ответил, а потом говорит: «Спасибо, вы все очень хорошо прояснили». Воплощенное дружелюбие.
Кроме комиссии и сдающих на экзамен допускаются и зрители. Итальянская традиция – звать на защиту родственников и друзей. Каждому студенту заранее прислали «гостевой» доступ на три устройства со строгим предупреждением о том, что гости ни при каких обстоятельствах не должны включать камеру и микрофон. Плюс к тому можно поделиться своим студенческим доступом. Посетителей было довольно много. Пару раз на экране возникали незнакомые лица чьих-то родственников с выражением «а чё это вы тут делаете?», шумели чьи-то микрофоны, но в целом это не мешало.
Пять человек передо мной прошли за час-десять. Моя очередь.
Еще вечером я придумал поставить два компьютера – на всякий случай. Оказалось – отличная идея. Когда стал запускать в Teams свою презентацию, что-то пошло не так и в режиме слайд-шоу комиссия ничего не видела. Разбираться было некогда и в результате я показывал свои слайды покадрово на одном экране, а читал комментарии к ним с другого. Hi - tech, блин.
Оттарабанил. 12 с половиной минут по таймингу. Мой профессор опять спросил что-то риторически-простое – я даже договорить не успел: «Спасибо, теперь всё стало совершенно понятно!»
На пять минут комиссия отключилась на совещание. Далее – торжественная часть. Председатель объявляет результат, бубнит что-то на латыни про Per aspera ad astra и приглашает прибыть на церемонию, когда карантин закончится. За полтора часа уложились!
Сижу немного ошалелый. Всё! Учеба закончена. Через полгода по почте придет тубус с дипломом – тут это здоровенная бумага с вензелями и витиеватым шрифтом. На стену повешу – буду внукам показывать.