На протяжении веков жители архипелага Яп в Тихоокеанской Микронезии использовали необычные деньги для заключения сделок. Это были огромные камни, называемые «раи», и их можно найти на островах по сей день. Они имеют круглую форму и отверстие посередине, чтобы через них можно было протолкнуть деревянное бревно. Это облегчало их передвижение, для чего часто требовалось много мужчин, поскольку некоторые из них были более 3 метров в диаметре и весили более тонны. Однако известняк, из которого сделаны эти деньги, в природе не встречается на этом архипелаге. Коренные жители добывали его и импортировали резные деньги с архипелага Палау, расположенного почти в 500 км. Часто это было болезненное путешествие, и многие мужчины заплатили за него своей жизнью. Чем сложнее обстоятельства происхождения и транспортировки камня, тем выше его ценность. По оценкам, до 400 мужчин, более 10% взрослого мужского населения, могли работать в этой «денежной индустрии» во второй половине XIX века.
Зачем такие усилия и риск жизнями? По крайней мере, одна причина будет найдена. Сложность производства этих денег гарантировала, что рост денежной массы будет ограниченным. Таким образом, добыча камня на отдаленных островах с целью производства денег была в принципе аналогична добыче золота для производства монет или увеличения обращения бумаги во времена золотого стандарта. Из-за этого никто не мог производить деньги оптом, легко собирать так называемые деньги чеканки (просто прибыль от производства денег) и тем самым ограничивать покупательную способность остального населения. Однако в конце XIX века западные торговцы прибыли на острова и начали импортировать камни из Палау, чтобы купить для них укроп (кокосовую муку) и морские огурцы (сом). Родные примитивные инструменты были заменены железными, а инструменты для каноэ - большими кораблями. Это еще больше облегчило добычу и транспортировку денег, и вскоре острова были усыпаны каменными деньгами. Однако жителей Япа не обманули, и они интуитивно защищали себя от разрушения своих сбережений, проводя различие между старыми и новыми деньгами. Можно было идентифицировать отдельные старые камни, многие из них даже были названы в честь руководителя экспедиции, которая их привезла. Таким образом, старые с трудом добытые камни не сильно потеряли свою покупательную способность, в то время как вновь привезенные были гораздо менее ценны для туземцев, и возникшая инфляция коснулась в основном их.
В относительно развитых странах в прошлом было не намного лучше, как раз наоборот. Когда правители обнаружили, что они могут заработать больше денег на свои расходы, испортив монеты (уменьшив содержание драгоценных металлов), население не могло сильно защитить себя. Даже если они узнавали их сразу, эти монеты, в отличие от японских камней, имели заданную номинальную стоимость, и их принятие осуществлялось по закону без каких-либо различий. Сегодня распечатать бумажные деньги без покрытия стало еще проще. Это было или было популярным времяпрепровождением правителей в некоторых развивающихся странах. В Зимбабве, например, в середине 2009 года инфляция достигла сотен миллионов процентов, что оказало разрушительное воздействие на местную экономику.
Однако аналогичные усилия предпринимаются в некоторых развитых странах, где правительства хотели бы финансировать свой долг за счет ссуд (фактически новых денег) от центрального банка. Кроме того, в демократических странах правящие политики заинтересованы в использовании возможностей денежно-кредитной политики для вывода экономики за пределы ее долгосрочного потенциала в краткосрочной перспективе, чтобы продемонстрировать более высокий экономический рост и занятость для избирателей. Однако это отразится на росте инфляции с некоторой задержкой. В рамках политического цикла правящие политики заинтересованы в более быстром росте и занятости до и после выборов. Однако, если у них есть такая возможность, общественность будет предполагать, что они воспользуются ею (даже если политики обещают не делать этого), и соответствующим образом скорректировать свои ожидания (например, в переговорах о заработной плате). Результатом будет более высокая инфляция в долгосрочной перспективе, в то время как ВВП и занятость не будут выше, чем они были бы в отсутствие этих политических вмешательств. Одним из решений вышеуказанных проблем является создание независимого центрального банка, представители которого защищены от недальновидного политического давления.
Таким образом, Чешский национальный банк является независимым центральным банком, основной целью которого является обеспечение стабильности цен, установленное законом. Закон о ЧНБ запрещает финансирование государственного сектора. Члены Совета Банка назначаются сроком на 6 лет и освобождаются от должности на строго определенных условиях Президентом Республики без помощи правительства или парламента. Члены Совета Банка не могут принимать или требовать инструкций от Президента, Правительства, Парламента, администрации или любого другого лица. Однако иммунитет этого центрального банка от политической власти должен компенсироваться информационной открытостью и «подотчетностью» общественности.
Требование независимости центральных банков стран-членов ЕС также можно найти в европейском законодательстве. Степень независимости может незначительно отличаться от страны к стране, но принцип остается - избегать возможности близоруких мер, которые могут нанести вред экономике в долгосрочной перспективе. Например. ЧНБ сам устанавливает целевой показатель инфляции, в то время как управляющий Банка Англии находит его в ежегодном письме министра финансов.