Диалектический материализм Маркса и его последователей утверждал, что бытие определяет сознание, что означает первичность и объективность материального (физического мира и его явлений) и вторичность и субъективность идеального (сознания человека и его мышления).
На сегодняшний день, несмотря на упадок идеи научного атеизма, значительная часть населения стран Европы и других частей света в своей повседневной жизни придерживается концепций капитализма, социализма, коммунизма, национализма, анархизма, все и каждая из которых являются примерами материалистического взгляда на структуру личности и функционирование общества.
Несмотря на длительную историю религиозных учений и наличие различных идеалистических школ философии, в отношении к психической деятельности человека преимущественно применяется материалистический медицинский подход, в рамках которого сознание рассматривается исключительно как функция высшей нервной системы организма, а его изучение, обследование и лечение находится преимущественно в компетенции врачей.
Такая позиция не только не даёт ответов на многочисленные известные феномены и проявления сознания, но также представляется односторонней по следующей причине.
В настоящее время каждый имеет опыт взаимодействия с тем или иным устройством воспроизведения — музыки, видео, прикладных программ для ЭВМ — в качестве которых выступают телефоны и телевизоры, аудиосистемы, кинопроекторы, персональные компьютеры и другие. При этом очевидный факт использования технического устройства не приводит пользователя к выводу о том, что проигрываемое произведение существует лишь как следствие существования технического устройства, которое их воспроизводит. Никому не придёт в голову утверждать, что магнитофон является источником музыки, телевизор создаёт фильмы, а компьютер — изготавливает программы для ЭВМ.
Необходимость использования технического устройства воспроизведения не является основанием утверждать, что воспроизводимое не существует без такого источника. Музыка, фильмы, компьютерные программы создаются как самоценные произведения и могут существовать в различных видах и формах независимо от наличия или отсутствия устройства воспроизведения. Таким образом, становится очевидна первичность и самоценность произведения, а также вторичность и отсутствие самостоятельной ценности устройства воспроизведения.
Тем не менее, обращая свой взгляд на человеческую личность и психику, значительная часть общества и представителей науки не проводят подобных аналогий и продолжают полагать, что личность, сознание и психическая деятельность человека не самоценны и являются лишь вторичными продуктами деятельности физиологии организма.