Судьба русского полярного исследователя, адмирала, одного из лидеров Белого движения, не перестает занимать умы ученых, да и всех, кто просто интересуется историей.
При этом споры об успехах и неудачах Александра Колчака (1874-1920) обретают высокий градус накала. Это не удивительно, так как в советский период о нем придумали множество лжи, а ряд фактов откровенно скрывали от широкой общественности.
Талантливый ученый
В советской историографии предпочитали демонстрировать адмирала как врага, белогвардейца, сражавшегося против Советской власти. В связи с этим его роль как полярного исследователя сводилась к нулю.
Однако Александр Васильевич был заметной фигурой в сфере мировой гидрологии и океанографии. Он изучал гидросферу, ключевой сферой исследований являлся Северный морской путь, имевший огромный интерес для нашей страны.
Начало боевого пути
В годы Русско-японской войны Колчак по личной просьбе отправился на фронт, руководил миноносцем «Сердитый», который в декабре 1904 года затопил с помощью мин крейсер «Тасаго», на борту которого было 280 человек.
В последующем он воевал на суше в качестве командира батареи разнокалиберных орудий, занимаясь отражением натиска японских пехотинцев.
Александр Васильевич прошел горнило Первой мировой. Сначала воевал на Балтийском море, разработал и провел операцию по блокировке немецкого побережья, в 1915 году не допустил захвата врагом Рижского залива.
Весной 1916 года назначен контр-адмиралом и возглавил Черноморский флот. Здесь он поставил на якорь турецкий флот, заминировав многие порты Османской империи.
При активном участии Колчака был подготовил план стремительной атаки на Константинополь, но из-за противодействия главы штаба Верховного главнокомандующего М. Алексеева сценарий не был реализован.
За время службы Колчак был неоднократно отмечен российскими и иностранными наградами, а также награжден золотым оружием "За храбрость".
В тяжелые дни Февральской революции 1917 года Александр Васильевич оставался в числе тех адмиралов, кто сохранял верность Николаю II.
В июне 1917 года адмирал добровольно отказался от руководства Черноморским флотом, после чего возвратился в Петроград. Отсюда отбыл в Великобританию, а затем в Соединенные Штаты, где работал в качестве эксперта по минному делу.
Гражданская война
Пребывание за рубежом было не долгим — в сентябре 1918 года Колчак приезжает во Владивосток через Японию. По одной из версий, его пригласили члены создаваемой Директории, которой нужна была «сильная рука».
Среди первых распоряжений Верховного правителя России:
- Устранение деятельности экстремистских партий.
- Подготовка экономической реформы для сибирских территорий.
- Формирование армии для наступления на Москву.
Весной 1919 года наспех сформированная армия начала наступление на запад, захватив уральские регионы с перспективой выхода к Казани, откуда можно целенаправленно двигаться к Москве.
Но первые успехи сменились неудачами, из-за ряда провалов в организации управления сухопутными войсками, среди которых:
- отсутствие согласованности;
- неэффективное тыловое обеспечение;
- чрезмерная растянутость вооруженных сил.
Свою роль внес Л. Троцкий, который активизировал боевой дух частей Красной армии процедурой децимации (расстрел каждого десятого бойца).
В результате к августу 1919 года колчаковцы потеряли Челябинск, Уфу, Екатеринбург, сам адмирал по Транссибу отбыл на восток. 4 января 1920 он подписал в Нижнеудинске последний приказ о делегировании полномочий верховной власти А. Деникину.
Последние дни жизни
Колчак был арестован в Иркутске чехословаками и передан местным властям. До 6 февраля проводились допросы.
Судьба адмирала была решена без суда. Он был расстрелян на основании постановления военно-революционного комитета Иркутска на берегу Ангары в ночь на 7 февраля 1920 года.
К Колчаку можно относиться по-разному, но ясно одно, это был человек, который отдал жизнь за свою страну, которую хотел сделать лучше и счастливее.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, комментируйте, делитесь публикацией в соцсетях.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!