Найти в Дзене
Понемногу обо всём

Начало мирового танкостроения. Франция. Часть 1.

Уважаемые читатели, покорнейше прошу прощения за столь долгое отсутствие публикаций. В своë оправдание скажу лишь, что я был в городе Энгельс и не имел возможности писать.

В блоке предыдущих статей я рассказывал про пионеров танкостроения. С этой статьи начинается повествование о начале развития конструирования бронемашин во Франции.

Параллельно с британцами, французский полковник Жан-Батист Эжен Этьен убеждал командование в необходимости создания "бронированных повозок с орудиями" как приспособления для выхода из тупика позиционной войны.

Несмотря на то, что британцы и французы начали создавать танки независимо друг от друга, Этьен, так же как и Эрнест Суинтон, начал разработку на основе трактора "Холт". Главному командованию проект танка понравился и он был одобрен. Заботы по поиску предприятия для производства были возложены на самого Эжена Этьена. Одним из немногих, кто обладал предприятиями со столь высокими мощностями, был Луи Рено. К нему Этьен и обратился в первую очередь. И получил отказ. Тогда он обратился к концерну "Шнейдер Крезо", главный инженер которого с энтузиазмом воспринял идею по созданию бронированных машин на гусеничном ходу.

В то же время несколько высокопоставленных личностей были не в восторге от того, что создание танков доверили предприятию, не проявлявшему к ним лояльности. Из-за этого, параллельно со "Шнайдер Крезо", разработкой первого французского танка занималась компания "Сен-Шамон" и поэтому вместо одной качественной машины, велись разработки двух сомнительных.

9 декабря 1915 года первый образец танка "Шнейдер" был представлен верховному командованию и одобрен оным.

СА - 1 "Шнейдер" (https://tank100.com/wp-content/uploads/2017/05/1521-A6-Schneider.jpg)
СА - 1 "Шнейдер" (https://tank100.com/wp-content/uploads/2017/05/1521-A6-Schneider.jpg)

Из-за гонки вооружений между заводами, конструкторы не придавали значение ходовой танка, что впоследствии привело к увеличению длины гусениц. Также было очень неудачным расположение главного орудия - в верхней правой части лобовой детали - которое наводилось только в пределах 20 градусов. Броня тоже была не особо впечатляющей - 11 миллиметров.

Через несколько месяцев вниманию военного командования предстал танк "Сен-Шамон". Он был похож на бронированный железнодорожный вагон, который имел ещё больше недостатков чем "Шнейдер". Он весил гораздо больше и как следствие имел меньшую манёвренность.

"Сен-Шамон" (https://topwar.ru/uploads/posts/2019-05/1558805102_sen.jpg)
"Сен-Шамон" (https://topwar.ru/uploads/posts/2019-05/1558805102_sen.jpg)

Однако в этом же танке были реализованы некоторые полезные нововведения. Более мощный двигатель позволял разгоняться до 12 км/ч, электро-трансмиссия позволяла управлять машиной одному человеку, цилиндрические смотровые башенки дали возможность командиру и водителю получать полную картину боя, а применение упругих элементов подвески дало возможность перенести часть нагрузки на ходовую часть.

Первый бой первые французские танки приняли во время наступления Нивеля, а последний при обороне Мадрида от сил Франко.

Несмотря на все свои недостатки, эти танки дали положительный опыт французским танкостроителям и определили направление французского танкостроения.