Всем привет, с вами Саня и Malov SEO.
Важная информация:
Поисковик и сеошник — не враги.
Все обновления поиска, новые или скорректированные алгоритмы направлены ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на то, чтобы пользователь получал по своему запросу именно то, что нужно.
В нужном месте, в нужное время и именно этот человек.
Для этого в основной алгоритм поиска добавляют всё новые и новые обновления, некоторые из которых переворачивают выдачу с ног на голову. Причем, для оптимизаторов происходящее выглядит зачастую непредсказуемым.
Максимально кратко разберём важнейшие для SEO алгоритмы Яндекс
Магадан — 2008
Данный алгоритм существенно расширил базу аббревиатур. Условные «КТ» и «Компьютерная томография» стали еще ближе друг к другу. Стало возможным находить страницы по синонимам, даже если прямых вхождений запроса на странице нет.
А еще алгоритм содержал «классификатор порнографии».
Мы до сих пор не в курсе, что он именно делал. Определял, есть ли порно на странице или нет, или выявлял категорию содержащегося на странице материала.
Арзамас — 2009
Геозависимость
Результаты по зависимым и независимым запросам стали определяться лучше. Поисковик впервые начал осознавать и учитывать интент.
По запросу «записаться в парикмахерскую» мы всё реже стали наблюдать цирюльни из столиц.
Омонимия в русском языке
Пример предоставлен самим поисковиком:
Если вы спросили [реконструкция Маяковской ], мы покажем также страницу со словами [станция Маяковская открылась после реконструкции ]. Но русский язык -- тонкий, сложный и неоднозначный. Тем, кто ищет [фото львов], могут быть нужны как фотографии животных, так и фотографии города Львова. Человек может уточнить свое высказывание, добавив к нему одно или несколько слов: [фото африканских львов] или [фото город львов]. Теперь эти уточнения наш поиск научился понимать.
Мы реализовали алгоритм снятия омонимии, позволяющий во многих случаях определить, какое слово имеется в виду, и предлагаем в ответ только документы с формами нужного слова. По запросу [фото африканских львов] пользователь получит в ответ документы со словами "лев", "льва", "льву", но не получит документы, где встречаются лишь слова "Львова" или "Львову".
Краснодар — 2010
Окончательное формирование понятия «интента запроса» — намерения пользователя, не взирая на состав слов в запросе.
Условное деление на коммерческие и информационные запросы
Для примера:
Запрос «сварка» поисковик расценит как «что такое сварка», «какая бывает сварка», а не «купить сварочный аппарат» или «сварочные работы».
Калининград — 2012
Алгоритм начальной персонализации выдачи.
Теперь если ты 5 раз заказал пиццу на одном сайте, то при дальнейшем поиске поисковик будет предлагать тебе этот сайт выше, чем например твоему другу, хотя он ищет в том же поисковике, по тому же запросу, в то же время и из того же места.
Почему так происходит и в чем логика со стороны поисковика?
Если ты пользовался сайтом и он удовлетворил твой запрос уже несколько раз, то это сигнал к тому, что и в дальнейшем ты бы предпочел этот сайт для решения своих проблем. Весьма логично.
Также алгоритм стал предлагать персональные подсказки на основе типажирования пользователей и анализе предыдущих запросов.
Дублин — 2013
По сути, это расширение возможностей Калининграда в сторону эмоционального (сиюминутного) поиска.
Текст из блога Яндекс:
Яндекс обновил персональный поиск. Теперь он умеет учитывать не только постоянные интересы пользователя, но и сиюминутные. Например, если футбольный болельщик решит почитать о городах Англии, по запросу [манчестер] Яндекс предложит ему прежде всего город, а не футбольный клуб. Обновленный поиск запущен на базе новой поисковой программы – Дублин.
До сих пор Яндекс пополнял свои знания об интересах пользователей раз в сутки. Это позволяло учитывать как долговременные интересы (например, любовь к футболу), так и менее продолжительные (скажем, к обоям в период ремонта). Новый поиск умеет реагировать и на сиюминутные интересы, которые возникают и быстро гаснут. Запросов, вызванных сиюминутными интересами, очень много — больше половины. Чтобы учитывать их при ответе на вопрос, Яндекс анализирует данные текущей поисковой сессии пользователя. Они начинают влиять на результаты поиска буквально через несколько секунд. Так, если человек только что спросил про кино, по запросу [анна каренина] Яндекс предложит ему в первую очередь фильм, а не книгу.
Минусинск — 2015
Самый известный, внезапный и противоречивый.
Еще ни один алгоритм не отзывался такой болью в «сердцах» сеошников. Полыхало действительно знатно.
Минусинск понижал в выдаче сайты, которые использовали для продвижения seo-ссылки (то есть ВСЕ сайты). Адекватного и понятного критерия, как отличить, где ссылки «естественные», а где «сеошные», никто не называл, и хотя догадок было полно, сами создатели отвечали так:
SEO-ссылка — это ссылка, созданная с целью повлиять на поисковые алгоритмы. Возможность разместить SEO-ссылки на сайтах-посредниках часто покупают на специальных сервисах — ссылочных биржах или агрегаторах. Поэтому их часто называют «покупными» или «продажными».
Понимаете, да? — Ничего по существу.
В итоге большинство вебмастеров бросились снимать ссылки со своих сайтов и алгоритм сыграл на руку тем самым «продавцам». Ссылки с адекватных сайтов, которые покупались за 500$+, снимались бесплатно и быстро. А вот за удаление всякого мусора, который покупали «на сдачу» — (500 ссылок за 200 рублей), приходилось платить катастрофически много, а иногда просто не удавалось выйти на контакт/договориться. В таких случаях убивали сайт, разворачивали на новом домене и начинали всё с начала, без всяких переадресаций.
Минусинск — это эпоха похорон SEO
То, что всегда считалось долгосрочными инвестициями в бизнес, вдруг вспыхнуло и исчезло. Конечно, многие специалисты остались в профессии, но непоправимый вред был нанесен репутации поисковой оптимизации в целом. С тех пор все сеошники капсом рассказывают про «только белые методы» продвижения.
Многорукие бандиты Яндекс — 2015
Для тех, кому интересно узнать более подробно, как работает данная математическая модель, на хабре есть топовая статья на тему принципа многоруких бандитов Байеса — она тут.
Для тех, кому попроще
В основу этого апдейта ложится возможность Яндекса анализировать, насколько удачным оказался поиск. Даже не говоря о метрике (которая собирает и анализирует пользование непосредственно на сайте). Поисковик оценивает продолжительность сессии до возврата в поисковую выдачу, сколько результатов было открыто до совершения целевого/успешного визита, сколько результатов было просмотрено непосредственно в выдаче (без переходов).
Мы знаем, что есть возможность оценивать все эти данные. Выдача в большинстве тематик достаточно устоявшаяся, невзирая на недавний Минусинск. Понимая это всё, Яндекс решает периодически вбрасывать на первую страницу SERP результаты, которые не могут там оказаться без подобной «посторонней помощи». Если в ответ на такое тестирование аналитика возвращает хорошие поведенческие факторы, CTR и т.д, то сайт и страница в выдаче поднимались, если нет, то нет.
Владивосток — 2016
Адаптивность
Здесь все максимально просто и понятно. Сайты стали проверяться на предмет удобства использования с различных устройств. Например, на сайте слишком мелкий шрифт, мелкие элементы навигации, или слишком крупный шрифт, ломаная верстка, горизонтальная прокрутка и пр.
Пользователю неудобно, значит он будет недоволен результатами поиска, а значит и работой Яндекса. Поэтому поисковик понижает сайты, которые не адаптированы для разных дисплеев.
Баден-Баден — 2017
Наказание за текстовый переспам.
Если страница «слишком хорошо» отвечает на запрос пользователя, то резонно предположить, что именно под этот запрос она и создавалась.
Баден оценивает всё текстовое содержимое, в том числе то, которое вы не воспринимаете в качестве контента. В том числе меню, сайдбары, футер, хедер и тд.
Пример сео-текста из блога Яндекса:
SEO-текст – обязательный компонент поискового продвижения сайта. Такие тексты издревле используются на Руси для SEO, поискового продвижения, поисковой оптимизации и раскрутки сайта. Задаетесь вопросом, как написать SEO-текст недорого? SEO-текст написать очень просто – достаточно обратиться к специалисту по написанию SEO-текстов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Текст SEO, написать который у вас возникла необходимость, должен обладать двумя важными свойствами – это должен быть текст, и он должен быть SEO...
Казалось бы всё ок, за такие тексты нужно наказывать, но вот только на деле получается так, что и адекватные сайты с адекватными текстами проседают. Особенно это заметно в сложных, технических тематиках.
Андромеда — 2018
Сюда также стоит отнести Королёв — предыдущее обновление, которое я не стал отдельно выделять для данного списка, направленное на расширение базы интентов, и анализ текстовых факторов всего документа.
Но, в основном, Андромеду запомнят по колдунщикам. Это система визуализаций результатов поиска, когда пользователю нужен точный ответ, и покидать поисковик нет смысла.
Так в Яндексе появились no-click сессии.
Вега — 2019
Поиск в эпоху внедрения алгоритма Вега изменился не так сильно, вернее почти все обновления скрыты для «невооруженного взгляда».
В ответ на локальные геозависимые запросы Яндекс стал отдавать территориально близкие результаты. Как следствие, растет значение Справочника и реальных адресов компаний.
В связи с этим становится труднее анализировать поступающий трафик, ждем тепловых карт городов и районов в метрике.
Выдача стала пререндериться. Что это значит?
По тому же принципу, как поиск предлагает пользователям подсказки, работает система «подгрузки» результатов выдачи. Возможно, то, что мы её не видим — тоже только лишь вопрос времени. Сейчас уже можно сделать вывод, что еще по одной причине первое слово запроса важнее, чем все последующие. А порядок слов имеет значение даже при общем интенте запросов.
Простите, что так много текста в этот раз =)
Спасибо за внимание!