Самая первая ласточка перемен на Украине появилась задолго до Майдана в виде новых надписей на Head & Shoulders и прочих шампуньках.
Надписи были выполнены на всех языках бывших союзных республик, но доверия, как надписи на старых рублях не вызывали. Эти новые буквы на украинском и казахском языках вызывали только отторжение и раздражали.
Вторая ласточка пролетела в этом направлении, когда родственницы с Украины начали при мне петь колыбельную на украинском языке. Потом еще нарочитее и навязчивее: озвучивать мультик на опять же украинском языке.
Вот сейчас я понимаю, что это была та грань, на которой надо было не просто насторожиться, а бить тревогу и кричать на каждом углу, что перемены будут неприятны.
Что я хочу этим сказать?
Мы живем в южном регионе и регулярно посещаем столицу нашей многонациональной и огромной.
Кругом идут стройки. Работают на них отнюдь не россияне. Выглядят они очень по разному. Одни круглолицые, крепкие и склонные к полноте. Вторые тощие, с изможденными лицами. Ерунда, скажете вы. Нет, совсем не ерунда. Круглолицые не выполняют черных работ. И они пытаются стать прорабами и перевезти сюда семьи. На работу в свои бригады они не нанимают таких же круглолицых, они нанимают тех, с изможденными лицами и худых до неприличия соотечественников. Дети баев нанимают детей бедноты.
Сегодня наш президент пожелал, чтобы мы еще более толерантно относились к мигрантам и не переводили своих детей из школ, где количество детей других национальностей начинает категорически расти.
Теоретически он прав. Нельзя допустить такую же ситуацию, как в Германии. Когда целые школы становятся оплотом других вероисповеданий и иных моральных ценностей.
Но мне категорически не нравится видеть в классе детей, не знающих русский язык. Я не могу принять и понять эту ситуацию. Ребенка принимают в четвертый класс, а он не может говорить и только читает на языке страны, в которой живет уже несколько лет.
Меня не "ломает" сказать соседу "Салам аллейкум". Мне неприятно, что эти люди не стремятся учить язык страны, в которую переезжают всем семейством жить, а не только на временные заработки.
Нагорный Карабах дал нам новый виток переселенцев. Этот виток не заметила вся страна, но у нас на Юге это не просто заметно. Это становится опасно. Очень пожилые армяне, на очень старых машинах пытаются заработать. Это видно, это наглядно и это не может не беспокоить.
Я не знаю, что будет дальше. Но то, что происходит тревожно.
Очень тревожно за наших детей, которые могут не так жестко оценивать происходящее. Отнестись ко всему прохладно и с более коммерческим подходом.
И еще один момент. Россию пригласили на саммит. Вас враг звал когда-нибудь на ужин? Вы ожидали от него чего-то, кроме удара в спину?