Очень интересный опыт попытки создания идеальной туристической лошади описывает Евгений Матузов, руководитель конного клуба «Аванпост», который он сам именует «конная база» или «ранчо».
Конный туризм, реконструкции и фотосессии требуют от привлекаемых к процессу лошадей определенных качеств. Начиная еще в 90-тых годах с карачаевцев и беспородных лошадок, был сделан закономерный вывод: карачаи требовали серьезной верховой подготовки всадника и новички с ними измучились. Беспородные лошадки были добронравны, но в полях нужна была определенная резвость лошади, и тут они не справлялись.
Дончаки, буденовцы - лошади для войны, алтайцы, башкирцы, забайкальцы - лошади для мяса и молока, тяжеловозы по идее для перетаскивания тяжестей, но по ряду причин все-таки для мяса, карачаи - для разбоев и так далее. Лошади для туризма не существовало (с) Матузов
Нужна была универсальная лошадь, объединившая в себе идеальные качества известных пород, безопасная, нарядная. Евгений смело начал эксперименты по созданию нужной лошади. Но селекция дело очень кропотливое, всего 10% полученных жеребят соответствовали нужным параметрам.
Закономерностей не было, подбор родителей свелся к простому подбору уже не пород, а конкретных особей с целью передать потомкам тот или иной ген, например пегости или чубарости. А очень хотелось нащупать правильное направление деятельности и подобрать такие породы для скрещивания, от которых до 100% потомков будут отвечать поставленным целям. (с) Матузов
Рациональность велела остановиться и задаться вопросом: неужели в мире никто не озадачился выведением лошади для банальных катаний в полях? Не для спорта, не для мяса, не для войны? Такая порода нашлась в Америке! Прекрасная белогривая Лошадь Скалистых Гор (Rocky Mountain Horse). Помимо очень нарядной внешности и невысокого роста (для полевых катаний малый рост лошади - большой бонус всаднику!), эти лошади обладают уникальной ходой. В стандартом наборе аллюров лошади есть шаг, рысь, галоп. Хода - уникальный четырехтактный аллюр, удивительно удобный для всадника, потому что даже при скоростном движении совершенно не ощущается толчков спиной лошади. Ну и бальзам на душу: у этих выносливых красавчиков (серебристый ген присутствует у половины поголовья породы) еще и характер золотой! Покладистый, уравновешенный, для новичка идеальный.
Есть проблема. В мире всего около 3000 голов Роки Маунтин, основное число лошадей живет в Америке. В Европе они тоже есть, но с хорошей лошадью расстаться владельцы не готовы - нужна самим! Начинаются сложные поиски, неудачные просмотры вариантов очевидной выбраковки, но интерес к серебристо-вороной масти только усиливался. Сидеть на месте в ожидании не в духе Матузова, но начинает собирать лошадей удивительной масти по стране и ближайшим странам-соседям. Обладатели лошадок редкого гена Silver Dapple откликаются от Сибири до Украины, на породу условно «начихать» - серебристая масть ведь! Главное - белые грива и хвост на темном корпусе. Вот, что значит загореться мастью.
Каким-то чудом Евгений со своей супер-харизмой договаривается о покупке двух Рокки Маунтин в Германии. Мечты сбываются! Лошади приезжают в Аванпост и они - первые лошади этой породы, приехавшие в Россию. Они - идеальны: масть, характер и вожделенная хода. Ура!
На двух представителях породы не сделаешь табуна, поэтому план был такой: кобылку крыть каждый год для чистопородного потомства, а жеребцу подобрать около 10 представительниц карачаевской породы (решено было, что они близкие по типу), но чтобы получилась серебристая масть и обязательно сохранился аллюр. Аллюр даже важнее масти, в приоритете! Но хорошо, чтобы нарядность осталась.
Жеребята начали появляться на свет. Среди них было по паре серебристо-вороных, вороных и рыжих. Расстраиваться такой разномастности не стали, потому что надежда на главное, на ходу, все еще оставалась главным двигателем продолжения эксперимента, но до проверки должно пройти время. Не на детях же верхом ездить! Параллельно идет производство серебристых жеребят от собранного по всей стране серебристого поголовья.
«У каждого Наполеона есть свое Ватерлоо» - пишет в самом начале своей истории Евгений Матузов. Ни один из 15-ти поместных жеребят Рокки Маунтин не побежал никаким другим аллюром, кроме привычных шаг-рысь-галоп. Проект «Белогривые лошадки» по совершенно необъяснимой причине совсем не выстрелил, не смотря на все рассчеты, формулы и графики вероятностей.
Включите на этом месте какую-нибудь траурную музыку - мы поговорим о фиаско проекта.
Шло время, пришла пора заезжать потомков прославленного Биг Бена - и...
ни один из них не побежал ходой!!!
Ни одного намека, ни разу, никогда!
Осознав полный провал идеи, мы впали в ступор. Как так??? Столько лет кропотливой и напряженной, местами очень затратной работы - и полный провал! (с) Матузов
Я читала подробный рассказ Евгения о проекте словно захватывающий детектив, этот пост датирован осенью 2018 года. В статье лишь краткое изложение, если вас интересуют подробности - все тут. А мне искренне жаль, что развить идею создания идеальной походной лошади в наших реалиях не удалось.