Найти тему
ГосАвтоРемонт

Коробка переключения передач - какие бывают и чем отличаются

Оглавление

При выборе автомобиля часто встает вопрос: а какую коробку переключения передач выбрать? Если говорить совсем простым языком, то КПП помогает передавать энергию двигателя внутреннего сгорания колесам. В этой сфере постоянно придумывают что-то новое и теперь у автолюбителя выбор намного обширнее, чем был когда-то давно.
Каждая коробка переключения передач отличается от другой и строением, и способом передачи энергии, а также обладает своими преимуществами и недостатками. Нет универсальной КПП, которая подошла бы абсолютно всем автовладельцам. Каждый отдельно взятый человек должен самостоятельно принять это решение, отталкиваясь от собственных навыков (наличием прав) и желаемых условий вождения автомобиля.

Автоматическая коробка переключения передач
Автоматическая коробка переключения передач

Что такое КПП, зачем она нужна и как работает.

Прежде, чем рассматривать все возможные виды коробок переключения передач, стоит понять для чего вообще они нужны и как работают.

Идеальный автомобиль мог бы работать и без КПП, но, к сожалению, за сто с лишним лет существования автомобиля добиться этого так и не удалось. Существующие двигатели внутреннего сгорания, которые обеспечивают движение автомобиля, не способны самостоятельно выдерживать нужный ритм. На маленьких скоростях силы ДВС будет недостаточно, чтобы автомобиль пришел в движение, а на высоких сила будет слишком сильна и топливо не будет успевать сгорать.

КПП сконструирована так, чтобы искусственно ускорять или замедлять движение двигателя, позволяя автомобилю тратить ресурсы эффективно. Задача коробки передач - оптимизировать показатель крутящего момента между двигателем внутреннего сгорания и колесами. Способов того, как коробка передач регулирует двигатель, очень много. Каждый по-своему эффективен и подходит под отдельно взятые условия. Но если все же выделить основные составные КПП, то получим следующую картину:

  • картер - основная двигательная сила КПП. Именно эта деталь регулирует работоспособность коробки передач. Полость картера на 50% заполнена трансмиссионным маслом, в редких случаях используют моторное. Такое большое количество объясняется сильным трением между деталями. Если масло убрать или значительно уменьшить, то износ деталей будет значительно ускорен.
  • синхронизаторы позволяют плавно соединять шестерни и безударного переключения передач.
  • механизм переключения - непосредственно тот рычаг в автомобиле, который позволяет регулировать передачи. В его строении включены блокираторы, не позволяющие одновременно работать двум передачам или непроизвольно выключать передачи.
  • валы - сам механизм, помогающий оптимизировать показатели крутящего момента между двигателем и колесами. Они могут отличаться как по количеству, так и по назначению, даже по количеству шестерен. И даже количество самих валов варьируется в зависимости от самой коробки передач.

Классификация КПП

Как и во многих других вопросах, в классификации коробок переключения передач присутствует множество всевозможных вариантов: по оттоку мощности, по способу управления, по количеству валов и т.д.

Наибольшее распространение получила классификация по принципу действия КПП, которую мы и рассмотрим:

Механическая коробка переключения передач (МКПП)

Этот механизм проверен десятками лет. За все эти годы МКПП получила славу очень высокого коэффициента полезного действия при минимальном весе. Интересен также и тот факт, что для плавного переключения передач используются специальные шестерни - косозубые.

Спорным моментом при выборе данной коробки передач является обязательное ручное управление. С каждым годом автолюбителей, которые предпочитают самостоятельно от начала и до конца регулировать процесс езды, становится все меньше. Многие предпочитают переход на автоматизацию процесса переключения передач.

Стоит помнить о том, что МКПП внутри своей группы также подразделяются на несколько видов по количеству использованных валов в конструкции: двухвальные (нашли свое применение в легковых автомобилях с передним приводом) и трехвальные (которые используют при любом типе привода в больших автомобилях).

Автоматическая коробка переключения передач (АКПП)

Основной особенностью данной коробки передач на фоне механического собрата является легкость эксплуатации, благодаря чему снижается нагрузка на водителя. “Стоимость” удобства - неспешное переключение передач, а также увеличенный расход топлива. Внутри своей группы они также подразделяются на подгруппы, но их отличия минимальны.

Роботизированная коробка переключения передач (РКПП)

Если описывать РКПП одним словом, то это явно будет “симбиоз”. Роботизированная КПП объединила в себе особенности механической и автоматической коробок передач, создав нечто новое и уникальное. В плане работоспособности получилось следующее: работает она как МКПП, но сцепление у нее электронное. Кроме того, в РКПП используется два сцепления. Делается это для того, чтобы уменьшить время между переключением передач.

Вариаторы (бесступенчатые коробки передач, БКПП)

Данный тип КПП можно считать достаточно новым. Отличается она отсутствием как таковых ступеней передач. Благодаря своей конструкции вариатор плавно переключает передачи так, чтобы используемая мощность двигателя была израсходована эффективно.

Авто
5,66 млн интересуются