Современные технологии широко используются в обучении. С появлением первых компьютеров и развитием сети интернет процесс обучения претерпел серьезные изменения. Но будущее может принести новые нововведения, о которых когда-то писали фантасты: не за горами тот день, когда детей будут учить специальные роботы. Насколько они могут быть эффективны? Ученые пытаются ответить на этот вопрос заранее.
Так, присутствие робота в комнате как реального физического объекта позволяет создать атмосферу «один на один», что может быть лучше по сравнению с популярным сейчас дистанционным или онлайн обучением. Роботы также могут имитировать человеческое поведение, включая жесты и мимику, что может быть полезным при изучении иностранных слов, так как облегчает усвоение смысловых тонкостей. Однако чувство новизны использования робота быстро угасает, и дети могут потерять интерес к общению с неодушевленным предметом. К тому же, возникает вопрос, насколько хорошо дети могут воспринимать слова из другого языка, когда они озвучиваются роботом, а не человеком.
В 2019 году было проведено исследование , в котором дети изучали английский язык с помощью планшетов и роботов. В исследовании приняли участие 194 ребенка из Нидерландов в возрасте 5-6 лет. Перед участниками эксперимента стояла задача выучить 34 новых английских слов в течение семи сессий, каждая из которых длилась около 20 минут. Выбранные слова соответствовали типичной программе изучения английского для детей этой возрастной группы.
В одном из условий эксперимента дети изучали слова с помощью игры на планшете, который предоставлял визуальный и звуковой материал. В другом условии в игру включался робот, который сопровождал слова специальными жестами. Каждый ребенок занимался самостоятельно в комнате с планшетом, либо с планшетом и роботом. В последнем случае робот небольшого размера сидел напротив ребенка (по виду он напоминал роботов из мультиков).
Урок с участием робота начинался с того, что робот приветствовал ребенка по имени и говорил несколько вступительных фраз, касающихся темы урока. В дальнейшем робот также участвовал в изучении новых слов. Например, два слоника появлялись на экране планшета, и робот говорил «Смотри, слоники!» и просил коснуться их на экране планшета. При касании игра называла изучаемое слово «два» женским голосом на английском языке. Робот повторял это слово и предлагал ребенку произнести его вместе с ним. После этого на экране появлялись игровые задания, связанные с изучаемым словом. Робот также произносил фразы одобрения и поощрения, или подбадривал сделать еще одну попытку, если у ребенка что-то не получалось. В том случае, когда урок проходил только с использованием планшета, все то, что говорил робот, проигрывалось на самом планшете; таким образом, методический материал был один и тот же.
Несмотря на ожидания ученых, оказалось, что дети, занимавшиеся только с планшетом, так же хорошо выучили слова, как и дети, занимавшиеся с планшетом и роботом. То есть эффект от присутствия робота на занятиях обнаружен не был. Кроме того, воспроизведение роботом сопроводительных жестов не привело к лучшему запоминанию слов. Авторы исследования предположили, что использование планшета сделало участие робота в уроке второстепенным, что сказалось на результатах эксперимента. Стоит упомянуть, что дети оценивали уроки с участием робота как более увлекательные, хоть это и не повлияло на эффективность занятий.
Таким образом, ученые пришли к выводу, что использование современных методов обучения, таких как планшеты и роботы, является довольно эффективным при обучении иностранному языку. Детям намного легче дается освоение новых технологий, и их использование на уроках не требует от детей чрезмерных усилий (по сравнению со взрослыми). Электронные устройства позволяют снизить нагрузку на человеческие ресурсы. При этом они интересны многим маленьким ученикам и могут оживить однообразные уроки и принести новизну в традиционный процесс обучения.