Найти в Дзене

Как женщина притворилась мужчиной, чтобы стать врачом, а стала генералом...


История знает немало случаев, когда женщины выдавали себя за мужчин, чтобы заниматься любимым делом, добиться профессиональных успехов и быть признанными. В 2016 году бывший врач Майкл дю Пре выпустил книгу «Доктор Джеймс Бэрри: женщина, опередившая время», которой посвятил около 10 лет своей жизни. Именно столько времени ему понадобилось, чтобы по крупицам восстановить точную биографию Джеймса Бэрри, которую военное министерство Британии засекретило на 100 лет, и написать книгу о том, как женщина притворялась мужчиной, чтобы быть врачом. Да, не просто врачом, а превосходным военным хирургом и генералом.

Когда 25 июля 1865 года в Лондоне мирно скончался в своей постели пожилой Джеймс Бэрри (James Barry) — медицинский генерал-инспектор армии Великобритании, известный врач, военный хирург, начался большой переполох. Горничная, омывавшая его тело перед захоронением, обнаружила, что ее господин вовсе не мужчина, а что ни есть - настоящая женщина, причем рожавшая. При расследовании запутанного дела выяснилось, что под именем Доктора Джеймса Бэрри, всю жизнь прожила Маргарет Энн Балкли (Margaret Ann Bulkley) - первая в Европе женщина хирург, 40 лет отслужившим в армии, притворявшаяся мужчиной, чтобы заниматься любимым делом.
«Невероятно, но факт: женщина на протяжении 40 лет была офицером британской армии, участвовала в дуэли и не раз бросала подобный вызов, имела официальное медицинское образование и диплом, а также добилась известности как оперирующий хирург!» — восторженно писала в то время газета «The Manchester Guardian».


Действительно, на то время это было непостижимым, чтобы в Европе 19 века женщина получила столь выдающееся образование и стала практикующим и оперирующим врачом. Поэтому в министерстве обороны Великобритании радости по этому поводу совершенно не испытывали. И разумеется, скандальную историю постарались быстро замять: Маргарет Энн Балкли похоронили под мужским именем и в чине генерала на кладбище Кенсал-Грин, свидетельство оформили на мужское имя, а дело с его досье отправили в архив министерства обороны под грифом: "СЕКРЕТНО". И тайна Джеймса Бэрри вскоре забылась.

Когда Маргарет Энн была подростком, её отец разорился и попал в тюрьму. Старший брат, Джон, давно был женат, жил отдельно, на его шее сидело уже несколько детишек, так что на серьёзную помощь Маргарет с матерью рассчитывать не могли. Но как-то надо было выживать? Семейный совет, устроенный Мэри-Энн и её родственниками и друзьями, подсказал выход, к которому прибегало не так уж мало ирландских девушек.

Всё провернули быстро и просто. Соседям объявили, что здоровье Маргарет Энн сильно пошатнулось и для его поправки мать и дочь едут в Шотландию. На корабль до Эдинбурга обе вошли в женских платьях. С корабля сошли тётя и племянник. Маргарет была коротко острижена и одета в мужскую одежду, благо пышными формами она никогда не отличалась, а мужская мода была очень закрытая. В таком виде она под именем Джеймса Бэрри поступила — ещё и со стипендией! — учиться на хирурга. К сожалению, дела Иеремии не пошли в гору, и после выпуска вернуться домой Бэрри всё ещё не мог. Он поступил на службу в Британскую армию. Годами Бэрри отсылал домой деньги и письма, из любого, самого отдалённого от цивилизации уголка Земли. Он был очень почтительной дочерью.

-2

Карьера Бэрри летела в гору благодаря двум факторам. Во‑первых, он был блистательным хирургом. Во‑вторых, он был воспитан как хорошая британская девочка, то есть не принимал и не допускал никаких отклонений от порядка и дисциплины, не понимала сарказма, игнорировал насмешки, не участвовал в мужских игрищах на место в негласной иерархии и мог часами аргументировать свою позицию резким высоким голосом, преследуя начальство по пятам.

Хватало ли им медицинской квалификации, чтобы разгадать тайну хирурга? Вероятно, во многих случаях — да. Но Бэрри был таким славным парнем, таким искусным хирургом и так здорово поджигал хвост начальству, что ни одному из друзей не пришло бы в голову подставить старину Джеймса.

Без сомнения, знал тайну Бэрри и бессменный чернокожий слуга Джон, уроженец Ямайки. Возможно, ему было всё равно, а может быть, любовь и уважение, которое умела завоевать Маргарет «Джеймс» Энн, заставляли его защищать и охранять тайну нанимательницы. В общем, если бы не болтливая миссис Бишоп и не поклонник давно почившего Бэрри дю Приз, никто бы не узнал, что простая ирландская девушка когда-то прославилась на половину мира, как замечательный хирург и борец за человеческое отношение к больным.
Без сомнения, знал тайну Бэрри и бессменный чернокожий слуга Джон, уроженец Ямайки. Возможно, ему было всё равно, а может быть, любовь и уважение, которое умела завоевать Маргарет «Джеймс» Энн, заставляли его защищать и охранять тайну нанимательницы. В общем, если бы не болтливая миссис Бишоп и не поклонник давно почившего Бэрри дю Приз, никто бы не узнал, что простая ирландская девушка когда-то прославилась на половину мира, как замечательный хирург и борец за человеческое отношение к больным.