Найти в Дзене
Арт-дневник

Прерафаэлиты: Революция в пейзаже

Оглавление

На прошлой неделе я рассказывала о том, в чем прерафаэлиты на 10 лет опередили импрессионистов (ссылки будут в конце этой статьи). А сегодня давайте поговорим о том, какие инновации они привнесли в британскую пейзажную живопись.

Члены Братства начали творить в интересное время, когда наблюдался расцвет науки и люди начали пользоваться благами технического прогресса. Например, возможностью быстро перемещаться по железной дороге. В то время почти все художники так или иначе были увлечены естествознанием, и прерафаэлиты не были исключением.

Желание увидеть собственными глазами и запечатлеть ту часть земли, которую ученые называли «превосходным примером береговой эрозии», побудило в 1852 году Уильяма Холмана Ханта отправиться в путешествие на поезде до Гастингса.

Наши английские берега

Источник: wikipedia.org
Источник: wikipedia.org

На картине «Наши английские берега» (или ее еще называют «Заблудшие овцы») Хант очень точно изобразил геологические особенности побережья залива Ковхерст. Мы видим не величественные скалы, а осевшие слоны. Не благородных животных, а заблудившихся овец.

Я слышала такую версию значения этой картины. Овец, стоящих на краю пропасти, можно рассматривать как символ актуальных для того времени политических событий. Во Франции к власти пришел Наполеон III и многие британцы боялись, что между странами может вспыхнуть конфликт. Хант отражает эти настроения, изображая испуганных овец, столпившихся у самого края утеса. Одна из овец запуталась в ветвях кустарника и смотрит прямо на зрителя — Хант часто использовал этот прием для усиления эффекта. Синеватые тени, легшие на склон, усиливают общую тревожную атмосферу картины.

На то, что это современные события, указывает плывущий пароход. На этой репродукции его затруднительно разглядеть, смотрите в левый верхний угол.

Обратите внимание на свет — это вечерние лучи. Чтобы добиться нужного эффекта Хант писал в одно и то же время в конце дня. Если присмотреться, то видно, как солнечный свет проходит через розовое ухо овечки на переднем плане :)

Прелестные ягнята

Источник: greatartists.ru
Источник: greatartists.ru

Воспроизведение на полотне естественного освещения интересовало не только Уильяма Холмана Ханта, но и другого прерафаэлита (но не члена Братства) — Форда Мэдокса Брауна. Посмотрите на его картину «Прелестные ягнята» (1851). Тут тоже заметен характерный для прерафаэлитов интерес к живой природе, но еще мы видим и увлечение световыми эффектами.

Новаторство Ханта состояло в том, что он не только писал под открытым небом, он еще и выставлял моделей в месте, выбранном для написания пейзажа. Он пишет картину таким образом, чтобы сохранить одно и то же солнечное освещение и для людей, и для окружающей природы. Так до него еще никто не делал — не выставлял модель под открытым небом, чтобы поймать освещение в определенный момент времени (в данном случае в полдень).

А еще Хант подметил, что тени имеют цвет, что в природе тени не просто темные, а имеют разные оттенки. Обратите внимание на девочку, сидящую на руках. Она держит цветок, который отбрасывает тень на ее белое платье, и тень эта голубого цвета.

Английский осенний день

Источник: liveinternet.ru
Источник: liveinternet.ru

В 1852 году Браун переехал в Хампстед (в то время это была окраина Лондона). Где написал один из лучших пейзажей прерафаэлитов — «Английский осенний день». Над картиной художник работал три года.

На холсте запечатлено то, что Браун видел из окна позади своего дома. Примечательно в картине то, что написана она вопреки всем принятым в те времена правилам. Природа на ней изображена с потрясающей точностью. С одной стороны, это практически трактат о жизни северного Лондона начала 1850-х годов. С другой стороны, это очень выразительное и поэтичное видение художника. Одновременно и объективное, и субъективное.

На картине изображены обыденные сцены жизни. Зрителю остается только догадываться, кто эти девушка и юноша слева. Голубое небо перед заходом солнца отражается на блестящей поверхности шляпы юноши. На средней части картины можно разглядеть, как люди собирают яблоки, прохаживаются куры и петухи (к сожалению, на этой репродукции плохо видны мелкие детали). Справа голубятня, из которой вылетают птицы.

Казалось бы, для нас сейчас пейзаж как пейзаж. Но тогда никто не писал картины в такой манере. Подобная непосредственность видения, которой прославятся французские импрессионисты, появится годами позже. А почти фотографическая точность изображения действительности покоряет и сегодня.

Продолжение следует!

Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)

Также вам могут быть интересны статьи: