Недавно увидела в соцсетях затею одной знакомой - фотографировать и выкладывать свою еду: утром, в обед и на ужин. Но, признаюсь, сразу появилось желание отписаться. Еда выглядит довольно тускло и совершенно непрезентабельно. Как думаете, кого может впечатлить серо-коричневая гречка и такая же серая котлетка на белой тарелочке?
Если вы решили начать снимать еду, то следует изучить основы этого процесса и постараться избежать самых распространенных ошибок. Большинство начинающих фотографов или блогеров делает их одинаковые. Ниже я подобрала 8 ошибок за которыми нужно постоянно следить:
1. Свет
Снимать еду можно не только при помощи вспышек и специального оборудования. Очень хорошо смотрится еда при естественном свете от окна. Однако во время фуд-съемки также нужно следить и за тем куда падает свет (его направление), наличием грязных световых оттенков, пересветов, некрасивых теней и т.п.
Свет лучше использовать так, чтобы он показывал блюдо в лучшем "свете". Сделайте кадры с разных световых ракурсов. Возможно по вашей задумке лучи света пройдут по переднему плану, а может быть вам нужно пустить дополнительные лучи по фону и т.п.
Тени
Тени придают фото больший объем и оно становится настоящим, жизненным. А вот отсутствие теней всегда делает изображение плоским и скучным. Между прочим многие авторы фуд-фотографий часто используют жесткие тени. Их не стоит бояться. В некоторых случаях даже дорабатывают (усиливают) тени в постобработке фотографии.
"Грязный" и "чистый" свет
В процессе любой съемки вас не должны окружать большие цветные предметы, цветные обои и ваша одежда в том числе была не ярких цветов. Иначе в кадре может произойти наложение света и других оттенков. Появится грязный цветовой и световой оттенок. Например, от обоев может появиться желтушный цвет или наоборот много серого.
Свет от лампочек
Когда не хватает естественного света, можно совершить ошибку и включить лампы, люстру с искусственным светом. Еда при таком свете совершенно не аппетитная и часто выглядит тусклой. От лампочек также может получиться желтушный цвет на блюде либо наоборот излишне холодный, иссиня-белый.
Отсутствие постобработки
Фотокамера несовершенна. И постобработка необходима. Постобработкой можно улучшить цвет еды, свет и тени, добавить яркость, сочность, блеск и т.п.
2. Обычная еда
Очень часто наша обычная домашняя еда не совсем подходит для фуд-съемки. Она выглядит некрасивой. То, что кажется симпатичным в повседневной жизни, на фуд-фото может выглядеть весьма не аппетитно. Но даже гречку, картофельное пюре или простой суп можно снять красиво и вкусно, главное — правильно их украсить.
Допустим сами по себе котлеты или пельмени вообще некрасивые: серые и страшные. Но если украсить их зеленью, положить в красивую тарелку и дополнить аксессуарами, то может получиться неплохой кадр.
Еду нужно снимать свежую. Зелень очень быстро вянет. Если вы заметили это, то замените ее. Не стоит думать, что на фото она неожиданным образом повеселеет и будет выглядеть свежей. Котлетки периодически стоит смазывать маслом, чтобы они давали дополнительный блеск в кадре.
Инвентарь для фуд-фотографии должен быть идеально чистым. Не должно быть грязи, разводов, лишних капель, отпечатков от пальцев на стеклянной посуде, вилках, ложках и т.п. Стаканы с напитками не стоит брать голыми руками. Лучше брать их в тканевых перчатках либо протереть заранее и поставить на стол, налить в них содержимое, не касаясь стакана. Не обнадеживайте себя, что отпечатки или грязь уберете в фотошопе. Это самообман и лишняя работа.
Внимательно отбирайте продукты для фотосъемки. Еда (фрукты, овощи) должна быть свежей, красивой формы, без трещин. Зелень должна выглядеть свежей и "бодрой". Можно подумать, что в последствии в фотошопе все недочеты вы сможете убрать. Но поверьте, лучше сделать изначально крутой аккуратный исходник, чем потом часами просиживать в фотошопе. Лучше эти часы потратить на новые съемки, прогулки на улице со своими детьми, поход в кино или на что-то другое.
Еще совет: купите хороший острый нож и учитесь красиво нарезать продукты.
Если вам интересна фуд-фотография, то изучайте правильную раскладку, сочетание продуктов (в том числе цветовое).
3. Крупный план
Не всегда стоит снимать блюдо только крупным планом. Крупный план часто выявляет все недостатки блюда. Поэтому стоит попробовать снять дальний план. Возможно это будет лучшее решение для вашего блюда.
Это блюдо снято крупным планом. Рассматривать его интересно:
4. Перегруженность кадра деталями
На некоторых снимках еды встречается часто слишком много лишнего реквизита, продуктов, деталей. Кадр в таких случаях похож на фотографию хлама. И выглядит не стильно. Кроме того, если еда и реквизиты не сочетаются по цветам, то тоже получается целый винегрет.
Допустим этот кадр выглядит вроде бы и съедобно, а вроде и нет. Взгляд скачет по снимку туда-сюда и пытается разобраться что это такое на снимке. Как такового фона нет, много ингредиентов в кадре. Основной объект съемки (мясо) не выделяется, сливается с фоном. Глазу не комфортно смотреть.
А на этом фото уже акцент идет на мясо, лишнего в кадре нет:
5. Ракурс
Следите, чтобы ракурс показывал ваше блюдо в лучшем свете, наиболее вкусно. Ракурсы могут быть: 0 градусов, 45 и 90 градусов.
Ракурс 0 градусов. Используют в основном при съемке напитков в бокалах и высоких блюд со слоями, например, тортов, оладий, блинов уложенных друг на друга. Но даже такие блюда аппетитнее выглядят с 30-45 градусов (так видно и слои, и верх блюда).
В основном в фуд-фото испольуется съемка под 45-60 градусов. Этот ракурс подходит для большинства фуд-фотографий.
В процессе съемки поставьте себе цель снять блюдо со всех ракурсов. Так у вас получится больше вариантов и вы сможете найти лучший.
Кстати очень неплохи фотографии со съемкой в 90 градусов (сверху):
6. Объектив для съемки или смартфон
Не все объективы идеально подходят для съемки еды. Например широкоугольные лучше не использовать. На "ширик" лучше снимать дальние планы, если нужно показать весь стол с интерьером в ресторане, например. Широкоугольники дают сильное искажение пропорции предметов если делать фото с близкого расстояния, они получаются растянутыми.
Тоже самое происходит при съемке на смартфон. Это нужно учитывать. И еду располагать по центру камеры так, чтобы вся сцена укладывалась в середину, а не разъезжалась по краям. Наверняка вы сами замечали, что когда фотографируете на смартфон компанию людей, то те, люди, которые оказываются по крайним сторонам фотографии - сильно растягиваются. Тоже самое происходит и с едой.
Для съемки еды крупным планом, хорошо подходит объектив с фокусным расстоянием 100 мм, он дает большую детализацию либо например, объектив в диапазоне 50-85 мм. В большинстве случаев такие объективы не дают сильных искажений.
7. Правила композиции
Следите за выполнением правил композиции в кадре. Но не переусердствуйте. На снимке внизу в каком то смысле использована перспектива (тарелка), направление (палочки), ритм (выкладка кусочков рыбы). Нет лишнего на фотографии и сочетание цветов приятное.
8. Фон
То, какой вы испольуете фон имеет конечно большое значение.
Белый фон
Можно подумать, что на белом фоне еду фотографировать просто и легко. Но, на самоме деле это не так. Он является одним из самых сложных фонов, особенно если на нем нет фактуры. На белом фоне бывает достаточно сложно обозначить тени, световые переходы. Кроме того сам по себе белый фон работает как отражатель. И зачастую фотография может оказаться плоской.
Белый фон дает также пересветы. Поэтому лучше взять немного фактурный белый фон или разгрузить фото дополнительными реквизитами (ткань, ложки, зелень и т.п.)
Черный фон
В последнее время все чаще вижу в соцсетях прекрасные фуд-фотографии на черном фоне. Лучше использовать опять же фактурный фон.
Деревянный фон
Часто используется в фудфотографии. Использование деревянных фонов передает тепло, натуральность, домашний стиль.
Цветной фон
Лучше использовать однотонный фон. Но если задумка автора предполагает разноцветный фон и при этом блюдо не теряется на нем - то почему бы и нет?