Найти тему
Караванинг по-русски

"Дело техники". А у нас, в баллоне - газ!

Здравствуйте уважаемые подписчики и гости канала. Меня зовут Кирилл и этой статьей я открываю новую рубрику на канале в которой буду рассказывать о технических нюансах владения караваном.

Занудствовать не буду, приводить мудреные схемы и формулы тоже. Просто поделюсь опытом и самыми базовыми знаниями для понимания сути вопроса и для безопасной эксплуатации каравана.

Сегодня поговорим о газоснабжении каравана. Кратко о понятиях в этой области:

1.LNG (Liquified Natural Gas) – сжиженный природный газ. Получают при охлаждении природного газа до температуры –160°C. При этом происходит сжатие газа по объему в 600 раз.

2.CNG (Compressed Natural Gas) – сжатый природный газ (метан).

3.LPG (Liquefied Petroleum Gas) – сжиженный газ (пропан-бутан). Газ, полученный при добыче и переработке нефти. В жидкое состояние переводят охлаждением до критической температуры и последующей конденсации.

4.SNG (Synthetic natural gas) – синтезированный природный газ (СПГ): газ, полученный из угля или нефти, состоит из тех же основных химических элементов, что и природный газ, и имеет такие же горючие свойства.

В автомобилях применяют пп. 2-3.

Нас интересует только LPG, по русски СУГ (сжиженный углеводородный газ) или пропан-бутановая смесь. Ее заправляют в баллоны для использования населением в бытовых целях. Из всех видов доступного топлива, газ самый дешевый и самый энергоемкий, поэтому его использование так широко вошло в нашу жизнь.

Почему пропан-бутановая смесь? Учитывая физико-химические характеристики насыщенных углеводородов, их применение во многом зависит от климатических условий. Сжиженный бутан в чистом виде не будет работать при отрицательных температурах. Тогда как применение чистого пропана противопоказано в условиях жаркого климата, поскольку высокая температура вызывает чрезмерное повышение давления в газовом резервуаре.

Так как для каждого региона нецелесообразно производить отдельную марку газа, с целью унификации ГОСТом предусмотрена смесь с определенным содержанием двух компонентов в рамках установленных норм. Согласно ГОСТ 20448-90 максимальное содержание бутана в данной смеси не должно превышать 60%, при этом для северных регионов и в зимнее время года доля пропана должно быть не меньше 75%.

Помимо климатического фактора, существует технологическое обоснование того, зачем смешивают пропан и бутан. На нефтеперерабатывающих предприятиях в процессе переработки попутных газов пропан и бутан производятся в разных количествах. Поэтому для оптимизации сырьевой политики данные углеводороды смешивают между собой в определенной пропорции. При этом, независимо от технологии изготовления сжиженного углеводородного газа, процентное содержание двух составляющих должно находиться в рамках, установленных ГОСТом. Для запаха добавляют специальное вещество - этилмеркаптан (этантиол).

Итак, у нас в стране принят такой стандарт баллонов для пропан-бутановой смеси:

А это современные композитные баллоны. Их главное преимущество - меньшая по сравнению со стальными масса.

-2

А такие баллоны вам могут встретиться при покупке каравана с пробегом из Европы:

Как пример
Как пример

-4

В чем разница между нашими и Европейскими баллонами?

В вентилях под KLF (европейский) разъем. У нас используется так называемый стандарт СНГ.

разница между KLF и СНГ
разница между KLF и СНГ

Нужен переходник для редуктора. Либо наоборот переходник, для баллона. Кто что прикупил раньше. Но можно и редуктор заменить. Дело несложное разобраться возможно.

Все баллоны имеют предохранительные клапаны для автоматического стравливания излишнего давления. Если вы услышали запах газа нужно немедленно принимать меры к поиску причины.

В караванах и автодомах, газовые баллоны размещаются в специальных отсеках-рундуках. Внизу, в этих секциях, обязательно есть отверстия значительного диаметра для того, чтобы газ, который тяжелее воздуха и опускается вниз, в случае аварийного сбрасывания улетучился. Закрывать эти отверстия ни в коем случае нельзя!

Для путешествий по Европе нужно вникать в особенности технического законодательства в разных странах.

Если ваш караван имеет немецкие стальные газовые баллоны серого цвета, то во время путешествия по странам, где используются аналогичные немецким стандарты, у вас не будет трудностей с их обменом. Немецкие стандарты используются в Австрии, странах Бенилюкс, Польше и Чехии. Только надо помнить, что баллоны проходят освидетельствование и срок годности может истечь. Что приведет к отказу в обмене.

То же самое и у нас. Стальные баллоны со сроком изготовления свыше 40 лет можете смело переделывать в мангалы.

В Скандинавии, Испании, Франции свои стандарты баллонов. Для их подключения потребуется другой переходник. В специальных магазинах для кемперов и караванов продаются наборы переходников и адаптеров, поэтому нужно будет приобрести себе такой набор. Либо купить баллон в стране пребывания.

И у нас в стране и в Европе заправка бытовых баллонов на АГЗС запрещена. Это связано с безопасностью. Только обмен пустых на полные или заправка на специализированных заправочных станциях. Их немного, но они есть.

Опытные в нашей стране советуют искать станции "Техгаза". На них можно заправить чистый пропан. Это особенно актуально для зимних поездок. Пропан имеет температуру замерзания -43 градуса по Цельсию, а бутан замерзает уже при -0,5 градусах. Поэтому зимой он не сгорает оставаясь в баллоне и значительно снижая эффективность работы отопителя.

Мой личный опыт связан с регистрацией моего каравана у местных газовщиков, осуществляющих обмен пустых баллонов на полные как летней кухни с оформлением положенных документов. За "техобслуживание плиты" в год берут около 400 рублей продлевая договор. Но воспользоваться их услугами не пришлось. Их баллоны были под "лягушку" с верхним расположением прорезиненного клапана. А у меня баллоны с боковым резьбовым соединением. Такой баллон надо было заказывать и ждать. Короче, ненавязчивый сервис... Отвязался я от них. Поэтому езжу в село за 40 километров на АГЗС, где знакомый заправщик меня выручает. В поездке вопрос заправки баллонов так же решается обращением к заправщику с искренней просьбой. Как правило, на небольших отдельно стоящих заправках мужики идут на встречу. У них есть переходники и они наливают СУГ в положенном объеме. На сетевых АГЗС вам однозначно откажут.

Самое главное - это помнить о том, что 10 литров СУГ эквивалентно 5,8 кг! При нормальных температуре и давлении.

Всегда нужно их контролировать и точно знать, сколько можно безопасно залить в ваш баллон в литрах.

На этом считаю тему баллонов и их заправки в наших реалиях раскрытой. О редукторах, давлении газа и системах контроля поговорим в следующих статьях.

Делитесь в комментариях своим опытом!

Если статья была полезной и мне стоит продолжать эту рубрику, оцените ее пожалуйста.

Всем Добра!