Найти в Дзене
Андрей Ромашко

Весенние каникулы: время братского общения, активного отдыха и молитвы


Большинству священников, служащих в небольших приходах, вполне знакома унылая картина полупустого храма на Литургии Преждеосвященных Даров. Длинная служба с обилием поклонов, совершаемая в будний день утром, может привлечь лишь нескольких активных пенсионерок. Оно и понятно: основная масса прихожан в это время работает или учится, да и не так много людей жаждет подвига присутствия на великопостной службе, ведь всегда можно причаститься в субботу или воскресенье, когда служба заметно короче. Даже постоянные участницы будничных служб, молодые домохозяйки с младенцами, тоже не появляются, поскольку малышей на Преждеосвященной не причащают… Вот и получается: пара свечниц, пара певчих да пяток возрастных причастников. Кардинально ситуация может измениться… во время весенних каникул!

Что обычно делают дети в каникулы? Сначала, конечно, отсыпаются. Потом сидят в Контакте, и снова отсыпаются после этого; в последний вечер доучивают уроки и снова сидят в Контакте, немного спят, и: «здравствуй школа»! Это, конечно, несколько утрированная схема, но она вполне отражает общую тенденцию развития подрастающего поколения. Увы, верующие дети – не исключение. Незначительные вариации возможны, конечно, при активных родителях, но абсолютное большинство следует общепринятой схеме. Мы постарались разорвать этот порочный круг и провести каникулы иначе. Мы – это православный подростковый клуб «Ковчег» при Сергиево-Казанском храме поселка Краснообск Новосибирской области.


Теперь, после прошедших весенних каникул я твердо знаю: чтобы численно оценить работу прихода с подростковой аудиторией и родителями нужно просто указать количество причастников на Преждеосвященной, попадающей на каникулы, с разбиением по возрастным категориям. Есть подростки – значит работа идет. Нет? Значит, дети остались дома, вернее, в Контакте, родители не смогли (или не захотели) ничего с этим поделать, а батюшка совершает свое служение лишь для возрастной аудитории «60+». Почему именно Литургия Преждеосвященных Даров? Потому, что это единственный вариант, когда простому прихожанину можно побывать на великопостной службе. Согласитесь, молиться несколько часов «просто так», ради интереса, без Причастия – слишком слабая мотивация, особенно для подростка. Попробовать себя на великопостной службе школьник может только во время каникул, и если он этого не сделал – он потерял огромный пласт церковного воспитания, церковной культуры.


Традицию занимать подростков в короткие каникулы начали не мы. Уже много лет в Новосибирске под руководством протоиерея Димитрия Полушина проходят сборы «Казачьей заставы», объединяющие парней и девушек в военной форме. Но, далеко не все дети (да и родители) готовы сегодня к жесткой военной дисциплине, армейской форме, регулярным физическим упражнениям и прочим составляющим военизированных сборов. Мы попробовали провести каникулярное время в более свободной, но думаю, не менее полезной форме. Хотя, военизированные элементы присутствовали и у нас. Куда же без них, ведь военное дело вызывает у подростков живой и неподдельный интерес.

День первый.
Воскресная Литургия на Крестопоклонной, по окончании – трапеза и традиционный молебен «перед началом всякого дела». Потом – молодежные встречи в нашем приходском клубе – «Ковчеге» в расширенном (для всех участников лагеря) составе. Тема – разбор дневного Евангелия о крестоношении: «Если кто хочет быть Моим учеником – отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной», «кто хочет сберечь душу свою – потеряет ее». Идея подвига, самоотречения очень близка молодежи, поэтому Евангелие обсуждается активно, с интересом. Проверяем себя по святоотеческим толкованиям, убеждаемся, что православное семейное воспитание и учеба в воскресной школе дает свои плоды, ребята понимают Евангелие в православной традиции. Но уже видна и определенная «светскость». Дети повзрослели, а взрослая жизнь и контакт с агрессивно-безнравственным миром накладывают негативный отпечаток на еще неокрепшие души. После встреч – уборка прихрамовой территории, полдник и вечернее богослужение – Пассия. После службы дежурные помогают с ужином, и весь остальной вечер после трапезы занят викториной по теме Великого поста. Полное вечернее правило поем и читаем в храме, при свете лампад и зажженных свечей. Самым младшим у нас 11 лет, самым старшим – 16.

День второй: стрелковый клуб.
Интересно ли подростку стрелять из боевого пистолета? Вопрос, как говорится, риторический… Совмещается ли это с православным воспитанием? Ну, по крайней мере, – не противоречит. А во время крестопоклонной седмицы? А это – как организовать... Утром читаем полное правило, потом – поклонение Кресту, после завтрака едем в стрелковый клуб «Сибирь» Федерации практической стрельбы Новосибирской области. Честно говоря, мы бы не рискнули связываться с заведомо «взрослой» организацией, если бы не одно обстоятельство. Незадолго до нашего обращения, федерация провела соревнования по практической стрельбе на кубок Александра Невского совместно с отделом по связям со спортивными организациями Новосибирской Митрополии. Участвовали в соревнованиях сотрудники спецподразделений, опытные спортсмены и новички, среди которых – члены Александро-Невского братства. Знакомство с Алексеем Владимировичем Колобовым – первым лицом федерации в Сибири, состоявшееся благодаря руководителю спортивного отдела Митрополии, Борису Левитану, открыло новые возможности для сотрудничества. У федерации есть интереснейшие детские программы, разработанные в лучших традициях патриотического воспитания. В одной из них мы и приняли участие. Занятия в стрелковом клубе под руководством опытного инструктора не имеют ничего общего с модным развлекательным «бабахингом», все предельно серьезно. Во главе угла – техника безопасности, правила грамотного и безопасного обращения с оружием. Поем «Царю небесный», и дети по группам идут в стрелковую галерею. Оказывается, хрупкая пятиклассница, одиннадцати лет от роду, способна стрелять из мощного пистолета Ярыгина, патрон которого пробивает современный бронежилет… Конечно, стреляем мы не «бронебойными», а спортивными патронами, но из тяжелого и мощного оружия. «Балдежа» у детей нет. Есть удовлетворение от попаданий, серьезное желание научиться стрелять. Вспоминая события на Украине, все понимают: защита Родины – тема актуальная. Вечер проводим на лыжах, благо рядом с храмом почти бескрайние поля, снег только начал таять, но держит пока хорошо. После вечернего правила смотрим фильм Павла Лунгина «Остров», с Петром Мамоновым в главной роли. Есть что обсудить после просмотра. 

День третий. Лыжные тренировки. Общение.
Завтра у нас еще одно ключевое событие: областные военизированные соревнования – «Гонки патрулей», которые традиционно, не первый десяток лет проводит Новосибирское патриотическое объединение «МГИВ» - «Мужество, Героизм и Воля». С утра, после молитвы и завтрака выходим «на тропу войны», вернее – на  лыжню. Бегаем, тренируемся, бросаем макеты гранат на точность и дальность, катаемся с горки, стараясь не сбить лыжные палки, расставленные воротами на склоне. Экспериментируем с транспортировкой «пострадавших»: на соревнованиях будет этап, где двое лыжников транспортируют своего лежачего товарища. Сделать это непросто, особенно на весеннем влажном снегу, приходится выдумывать разные хитрости: то на плащ-палатку уложим «раненого», то лыжи под него подсунем, то туристский коврик – «пенку», то цугом впрягаемся, то по бокам встаем. В общем – весело и интересно. Кругом – белоснежные поля, свежий воздух и пригревающее весеннее солнце.

После полудня снег стал совсем влажным, поэтому вечер проходит в помещении: неформальное общение за чаем, отдых... Потребность в общении – одна  из ключевых для любого человека, в подростковом возрасте она становится, пожалуй, самой важной. Современная цивилизация загнала подростков в виртуальный мир, где можно не быть собой, спрятаться за аватарку, за свой выдуманный образ, а то и вообще общаться инкогнито. Там, в Сети, человек может позволить себе гораздо больше, чем он позволяет себе оффлайн. Это раскрепощает, даже развращает человека. Любой хлюпик может стать в Сети супергероем, двоечник – мудрецом, в жизни он никто, а там – «эльф 80-го уровня», как сейчас шутят. Общаться можно не напрягаясь: лежишь на диване и ставишь лайки, даже выдумывать ничего не надо, всю идеологию за тебя уже разработали проплаченные дяди и тети, знающие тонкости психологии: чем зацепить подростка. Остается только подтверждать свое согласие с той или иной картинкой или рекламным слоганом. Конечно, православные ребята не так заражены, не настолько зависимы, но «отрыв от дивана» и для них тоже происходит с определенным усилием. Реальное общение расставляет все на свои места, в особенности – после реальной тренировки. Ты не такой, каким хочешь казаться, ты настоящий, притом у всех на виду. Все немощи и недостатки выливаются наружу, всем видно, кто чего стоит. Итак, мы оффлайн, в реале, за одним столом друг напротив друга: пятнадцать подростков и двое взрослых, один из которых священник. Поговорить есть о чем, начиная с Евангелия и духовной жизни, заканчивая соседскими котятами. Важно, что мы вместе, что мы – одна команда, притом команда подчеркнуто-православная. Дети учатся общаться без мата и пошлости. Да, да, уважаемые родители и педагоги, наши дети тоже должны этому учиться, и не у всех получается с первого раза.


Сегодня мы очередной раз убедились в действенности православного воспитания: несколько девочек повздорили друг с другом (ходили слухи, что из-за парня), но разобраться с конфликтом мы не успели. Дети самостоятельно помирились.
После ужина собираем снаряжение на завтра. Макет автомата, подсумок, кровоостанавливающий жгут, намотанный на приклад для быстрого доступа, противогаз, плащ-палатка… Набиваем пластиковые поллитровки песком для веса: это наши макеты гранат. После вечернего правила – сразу отбой: вставать завтра рано.

День четвертый. «Гонки патрулей»
Патруль – три  человека с макетами оружия, гранат, противогазами. Для старших обязательна стальная каска и саперная лопатка. Передвижение на лыжах: преодоление препятствий, стрельба, транспортировка «пострадавших», преодоление «зараженного» участка местности в противогазе. Оценивается все: начиная от формы одежды, заканчивая результатами стрельбы. Именно из таких армейских состязаний вырос впоследствии олимпийский биатлон, ну, а у нас впереди не спортивные, а военизированные соревнования. Дистанция около трех километров, на земле – мокрый снег, грязь и весенние лужи, погода не балует. Бессменный руководитель соревнований, президент МГИВ, Андрей Михайлович Некрасов напоминает, что война не выбирает хорошей погоды, не выбирает подготовленных, сильных, она приходит ко всем сразу и в любое время, так что добро пожаловать на старт… На старте больше двадцати команд трех возрастных категорий, со всей области. Девушки идут в одном зачете с юношами, ибо, как было сказано, война не выбирает. От нас два патруля, мужской и женский.
Кстати, сегодняшний день преподнес нам еще один «сюрприз». Одна из участниц заболела и вынуждена была поехать домой. Звоним в 7-30 утра домой ее подружке: через сорок минут забираем тебя на остановке, едешь на соревнования». Ответ лаконичный: «поняла, буду». Вот так! Это насчет ответственности за свою команду…
Наши патрули стартуют первыми, значит им обновлять и укатывать лыжню. Дело почетное, но явно отрицательно повлияет на результат. Ну, опять, война не выбирает. На старте судьи придирчиво осматривают участников. За пластиковые лыжи – минус, за отсутствие зимней военной формы – минус, нет лопатки или каски (а это все – «лишний» вес) – минус. Все это будет учтено при подсчете результатов: облегчил себе жизнь на старте – получил штрафные минуты. У нас проблема как раз с формой: зимние маскхалаты одеты поверх «гражданки», получаем один «минус», остальное все в порядке: широкие армейские лыжи, автоматы, противогазы и прочее.
Результат в нашей возрастной подгруппе: юноши - 5-е, девушки - 6-е место из 8 команд. Но восьмая как раз сошла с дистанции, поломав лыжи, значит мы почти последние. А наши друзья из «Казачьей заставы» заняли призовые места. Утешаемся тем, что тренировались всего один день, притом мы «гражданские», остальные выступавшие – отобранные кандидаты от военно-патриотических клубов и кадетского корпуса. Зато на медицинском этапе наши девушки – одни из лучших, не зря вчера тренировались. На будущий год ребята клянутся готовиться серьезнее. Возвращаемся в теплую трапезную к постному борщу, приготовленному дежурными. Обед переходит в длинное чаепитие с рассказами о том, «как это было круто».

День пятый и шестой. Великопостная служба
Утро следующего дня проходит в разнообразных послушаниях по храму: воды принести, картошки начистить, мусор убрать и т.д., а после обеда начинаем подготовку к вечерней службе. Завтра – пятница, у нас будет Литургия Преждеосвященных Даров, а вечером – как заведено во многих храмах: вечерня, повечерие и утреня. Среди наших ребят несколько алтарников, часть девушек имеют опыт пения на клиросе, поэтому в службе участвуем активно. Ну, а после ужина в темном храме при свете лампад и свечей читаем правило ко Причащению. В духовной жизни тоже есть своя романтика.
Хотя некоторые духовники разрешают детям сокращать правило, мы читаем все полностью с тремя канонами. Все-таки идет пост, кроме того, многим детям не мешало бы познакомиться с традицией, да и с текстом канонов. Почти два часа напряженной молитвы с небольшими перерывами, дети читают сами, кто в первый раз – по слогам, опытные – почти скороговоркой, остальные следят по тексту, причем многие ребята стараются взять молитвослов с церковнославянским шрифтом: так интереснее.

Ранний подъем, за ним – утреннее правило, к великопостным часам наши дети уже в храме. Несмотря на то, что уставщица несколько сокращает кафизмы, служба все равно идет долго, видно, что ребятам тяжело, но важность момента им тоже понятна, все они причащаются. Честно говоря, мне было легко и приятно молиться на той Литургии. И не только потому, что лагерь, наконец, закончился, дети разъедутся, и у меня появится несколько часов свободного времени перед субботней службой, но еще и потому, что наши ребята не подвели. Ни по поведению, ни по организованности, ни по участию в соревнованиях. Не подвели они и сегодня, не смазали самый важный, кульминационный момент, последний аккорд лагеря – все пошли причащаться. Результат лагеря зафиксирован в богослужебном журнале: 20 причастников на службе: 5 бабушек и 15 подростков...

P . S . В воскресенье после Литургии мы встретились еще раз, уже на обычном занятии нашего подросткового клуба, правда ребят было больше, чем обычно: пришли все участники лагеря и их друзья. В понедельник каникулы закончились, и дети исчезли до следующего воскресенья, до следующего занятия в «Ковчеге», зато появились в Контакте, стали активно «лайкать» выложенные фотографии с лагеря.