История похода в любой банк может закончится ненужными спорами с сотрудниками и конфликтами. Понятно, что у них существует план продаж по каждому продукту, но одно дело — честно рассказать, почему что-то новое выгодно клиенту, а другое — намеренно вводить в заблуждение людей ради личной выгоды.
Иногда сотрудники по наставлению руководства придумывают слишком невероятные истории. Приведу ниже несколько реальных ситуаций. Например, сотрудник может сказать:
-К вкладу нужно открыть обязательно карту нашего банка!
-Зачем?
-Чтобы в дальнейшем переоформить вклад. Вы же хотите этого?
Естественно, вклад открыли без карты. Если прогуляться по условиям и тарифам вкладов банков, нигде не обнаружится такое требование по оформлению счетов и вкладов совместно и обязательно картами. Эта ситуация похожа на увеличение среднего чека в продажах Макдональдса, KFC или любого другого фастфуда. Вы покупаете один бургер, к нему предлагают напиток, к картошке советуют соус — в банке же действует похожая логика, но сами финансовые продукты сложнее для понимания обычного человека.
В ход идут уловки и навязывание— карта для вклада «обязательна», страховка для оформления кредита «обязательна» . Чтобы не дать себя обмануть, нужно быть таким же наглым и уверенным в себе человеком, как сами менеджеры. Психологически кажется, что работник банка умнее и все знает и пытается помочь, поэтому он с позиции мнимого авторитета рассказывает какие-то вещи, надеясь, что клиент ни в чем не разбирается.
Приведу самый простой пример обмана в Сбербанке. После оформления карты в офисе вас отправляют ее «активировать» к сотруднику зала. Он вам начинает рассказывать об автоплатежах и подключать их, навязывать платную услугу смс-информирования, кстати, спрашивает смс-код подтверждения операций для входа в личный кабинет, что вообще не безопасно и нарушение. Все это менеджер делает, чтобы заработать и чтобы начальство его не ругало.
Мне, например, так пытались продать установку приложения сбера:
-Установите приложение сбера.
-Зачем?
-Чтобы удобнее было совершать операции.
-Я пользуюсь интернет-банком.
-В приложении у нас антивирус установлен, это защитит вас от мошенников.
-Как именно мошенники могут украсть мои деньги?
-Я не знаю, может они хакеры какие-то.
-Так может наоборот, они могут взломать ваше приложение и получить доступ к моим деньгам?
-Вы установите приложение, и тогда их точно не украдут. Вы же не хотите чтобы деньги украли?
Как именно это приложение поможет сотрудник не придумал, зато постоянно меня пугал кражей денег и мошенниками. Как на самом деле: во время получения карты она уже работает, активация не нужна, максимум, можно самому запросить баланс в банкомате для проверки работоспособности.
Вернемся к истории с оформлением вклада. Еще могут отговаривать оформить вклад:
это же невыгодно, там маленький заработок, лучше купите облигации или инвестиционное страхование жизни! Гарантированная доходность 6,25%, это выше, чем процентные ставки по вкладам!
Когда я работал в банке, у меня был такой случай: клиенты-пенсионеры обратились в банк, чтобы оформить вклад, а их вместо этого уговорили перевести деньги на брокерский счет, чтобы инвестиции приносили большую прибыль. При этом, людей заверили, что деньги застрахованы, это как вклад, только лучше. Пенсионеров никто не рассказал, что любые инвестиции это риск, можно заработать больше, а можно вообще ничего не получить.
Естественно клиенты узнали, что никакой это не вклад и там действуют совершенно другие условия только при звонке в контактный центр банка, когда решили перепроверить информацию. Мне похожим образом навязывали вместо вклада купить облигации, уверяя, что это не риск и надежно.
А какие у вас были подобные случаи? Пишите о них в комментариях.