К 200-летию со дня рождения великого русского писателя
О том, как началась сценическая история произведений Достоевского, бытует несколько версий. Иногда первым спектаклем ошибочно называют инсценировку нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание», поставленную в Театре Корша в 1883 году. Однако в научном сборнике «Достоевский и театр» («Искусство», 1983) читаем: «Со времени первого спектакля по Достоевскому на сцене Малого театра в Москве прошло уже более 100 лет…» Действительно, в сезоне 1878/79 годов, согласно хронике московской театральной сцены, в Малом состоялась премьера — «Дядюшкин сон», переделанный для сцены популярным в то время драматургом Лукой Антроповым, и переименованный в «Очаровательный сон». #Спектакль выдержал 6 представлений, что сегодня кажется нам ничтожным, но для 19 века — не так уж мало. К сожалению, содержательных сведений о нём для реконструкции почти не сохранилось.
Главные роли исполняли Надежда Медведева (Москалёва) и Николай Музиль (Князь К.) Эту #роль критика охарактеризовала так: «По гримировке (крашеное лицо дряхлого селадона), по параличной походке и особенно по звукам голоса г. Музиль создал очень удачную и невымышленную фигуру». О партнёрше писали, что она играла «с большим жаром, правдой и простотой», но и только.
"Я всё не осмеливался..."
Точная дата, возможно, и имела бы особого значения, но Достоевского не стало в 1881 году, и это означает, что первый спектакль всё же состоялся, когда писатель был ещё жив. Теоретически он даже мог видеть премьеру. Впрочем, этот факт не отменяет другой неоспоримой истины: при жизни великого романиста Достоевского — драматурга (или, точнее, театрального автора) ещё не существовало. «У меня, — говорил Фёдор Михайлович А. Суворину, — какой-то предрассудок насчёт #драмы. Белинский говорил, что драматург настоящий должен начинать с двадцати лет. […] Я всё не осмеливался…»
Правда, в этом признании была неточность, или даже намеренное умолчание: Достоевский пытался писать #пьесы, но «не осмеливался» ни одной из них доработать до конца и обнародовать. Исторические драмы на сюжеты о Борисе Годунове и Марии Стюарт; оригинальная пьеса «Неточка Незванова», фрагмент «Братьев Карамазовых», который должен был быть инсценирован — всё это осталось на уровне замыслов и набросков. Более того, по свидетельству дочери писателя, «Дядюшкин сон» изначально был создан в виде комедии, однако впоследствии переписан в повесть.
В 1882 году «Очаровательный сон» был взят к постановке на сцене Русского театра в Петербурге, художественным руководителем которого был на тот момент Д. Д. Коровяков. Это уже третий спектакль, который берётся исследователями за «точку отсчёта» сценической жизни Достоевского. Успеха он не имел: авторы всех трёх дошедших до нас рецензий отметили слабость инсценировки, представляющей «рассказ в разговорной форме», а не драматическое действие; и справедливо полагали, что такой материал мог бы заинтересовать публику лишь благодаря выдающемуся актёрскому исполнению. Его-то зрители и не увидели: роль Князя была «бесстыдно провалена», и из всех актёров «одна г-жа Абаринова была прилична».
Интереснее другой факт: «Вчера в Русском театре была дана незнакомая петербургской публике, но уже несколько лет с успехом играющаяся в провинции трехактная комедия “Дядюшкин сон”», — предваряет критик газеты «Голос» свою статью. То есть, комедия, оказывается, давно идет в провинции и только сейчас дошла до столицы!
Возвращаясь к «Преступлению и наказанию»... Ещё в декабре 1871 года Варвара Дмитриевна Оболенская просила Достоевского в письме о дозволении переделать роман в драму для представления на Императорских театрах. На что #Достоевский 20 января 1872 года вежливо отвечает:
Насчет же Вашего намерения извлечь из моего романа драму, то, конечно, я вполне согласен, да и за правило взял никогда таким попыткам не мешать; но не могу не заметить Вам, что почти всегда подобные попытки не удавались, по крайней мере вполне. Есть какая-то тайна искусства, по которой эпическая форма никогда не найдет себе соответствия в драматической. Я даже верю, что для разных форм искусства существуют и соответственные им ряды поэтических мыслей, так что одна мысль не может никогда быть выражена в другой, не соответствующей ей форме. Другое дело, если Вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него лишь один какой-нибудь эпизод, для переработки в драму, или, взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет?..
В следующий раз сцена из романа будет представлена в переделке В. Н. Андреева-Бурлака в Театре Корша в 1883 г. Остальные попытки инсценировать этот роман, включая первые, о которых упоминает Достоевский, — книготорговца Ушакова (1867), — долго ещё не будут приняты цензурой… Таким образом, исторически верным ответом на вопрос, сформулированный в заголовке, будет «Очаровательный сон» в Малом театре (Москва) в сезоне 1878/79 года, с оговоркой — если не считать провинциальных постановок, точные сведения о которых до нас не дошли.
Приглашаем вас на современные увлекательные спектакли по произведениям Ф.М. Достоевского «Настасья Филипповна» и «Брат Алёша» в постановке художественного руководителя МНДТ, заслуженного деятеля искусств России В. В. Долгачёва.
Наш адрес: Москва, ул. Проходчиков, д. 2
ЗАКАЗ БИЛЕТОВ +7(499) 182-03-47