Фамилия Шекспир (при буквальном переводе с английского - потрясающий копьем), указывающая на вассальные корни ее владельца, не является в Британии такой редкой, как это может показаться иностранцам. Однако знаменитый Уильям (самый известный драматург всех времен и народов) отхватил себе такой здоровенный кусок от пирога славы, что, казалось бы, всех остальных однофамильцев "госпожа удача" уже смело могла бы обходить стороной. Тем не менее, у прихотливой Фортуны нашлись в загашнике и удача, и талант для еще одного Шекспира. Представьте себе тоже Уильяма.
Когда будущий Шекспир родился (1 июня 1824 года) его отцу Уильяму Эвансу Бёртону был всего 21 год, а матери Элизабет Лофт-17 лет. Оба - эксцентричные представители богемы, они сошлись на волне юношеского увлечения и нетрадиционное имя - Уильям Шекспир стало для их сына едва ли не единственным отцовским наследством.
Спустя пару лет после рождения Уильяма его отец оставил семью и уехал в США. Переезд оказал на его карьеру весьма благотворное влияние. В Новом Свете карьера Билли Бертона как актера и драматурга расцвела. Но вот жена его была вынуждена растить сына сама и по большей части на свои же деньги.
Впрочем, оставленное семейство долгое время поддерживал Уильям Джордж Бертон - отец неверного мужа, успешный печатник, а так же человек доброй души и хорошего вкуса. Детство ребенка, выросшего в этой нетрадиционной семье, прошло среди книг и картин: "я листал книги, изучал их, строил из них домики ... рано научился их читать и любит", - писал художник впоследствии.
До 16 лет Уильям Шекспир Бертон учился в Королевском колледже в Соммерсет Хаусе, но потом его дед, содержавший небольшое семейство, скончался, и юноше пришлось оставить обучение, чтобы зарабатывать "хлеб насущный". Конечно в шахтеры или официанты наследник династии интеллигентов не подался. Он устроился в типографию - копировать гравюры, а кроме того работал в редакции журнала "Панч", создавая рисунки для заглавных букв. На досуге юный Бертон бродил по галереям Лондона, копируя приглянувшиеся картины, иногда его работы даже брали на продажу и выставляли в витринах небольших лавок и магазинчиков.
В одной из таких витрин работу Уильяма Бертона и заприметил Том Тэйлор - драматург и художественный критик газеты "Times". Его наметанный глаз сразу разглядел будущий талант и он скупил все работы молодого художника, а так же разыскал его самого и стал для Уильяма патроном и другом на долгие годы.
"Это был такой трогательный молодой человек и, вместе с тем, такой стойкий. У него обо всем на свете было свое собственное мнение и он все хотел делать по своему" - писал о своем подопечном Том Тэйлор. Их дружба с художником продлилась до самой смерти знаменитого критика.
Именно Том Тэйлор убедил художника продолжать обучение и помог ему поступить в Королевскую Академию. Интересно, что Уильям учился в Академии в те годы, когда там обучалось множество прерафаэлитов. Художественные пристрастия Шекспира были близки к взглядам юных бунтарей и его часто причисляли к братству, но сам художник, в силу застенчивости и занятости (несмотря на учебу он продолжал работать), долгое время не был знаком ни с одним из членов братства.
Учился Уильям весьма успешно и его исторические полотна даже принесли ему несколько золотых медалей. Кстати, именно в эти годы вести об успехах Уильяма каким-то образом дошли и до его отца и тот даже прислал сыну письмо, приглашая его приехать в Штаты, где, Билли Бертон был в этом уверен, он помог бы сыну стать великим художником. Уильям отказался. Он ответил, что и в самом деле намерен стать великим художником, но должен заботиться о матери и останется в Великобритании.
Первый настоящий успех Уильяму Шекспиру принесла картина "Раненный кавалер", выставленная в Королевской Академии в 1858 году. Картина была написана "по следам" гражданской войны, разгоревшейся в Англии в с 1641-1651 годов между сторонниками роялистов и парламентариями, желавшими ограничить королевскую власть.
Картина "Раненый кавалер" изображает раненого солдата-роялиста, найденного в лесу парой пуритан. Девушка проявляет сострадание к несчастному и пытается ему помочь, тогда как ее спутник смотрит на нее и молодого дворянина с ревностью и неприязнью.
Известно, что художник очень ответственно подошел к работе над картиной. Он стремился к тому, чтобы пейзаж на картине был не только как можно более детальным, но и выглядел бы именно так, как его мог бы видеть, лежащий на земле "кавалер". Художнику даже пришлось выкопать посреди леса небольшую траншею, чтобы писать траву и цветы не сверху, а на уровне глаз. Усилия художника не пропали даром - реализму его работы мог бы позавидовать даже Джордж Эверетт Миллес, по "Офелии" которого, как известно, юные ботаники Британии до сих пор изучают местную флору.
Следующей картиной художника стала "Лондонская Магдалина", изображавшая девушку, которая стоит на пороге церкви, и не отваживается в нее войти. Том Тэйлор причислял эту картину к разряду своих любимых и считал, что девушка на ней - "лучшее из всего, что было написано в Британии". Но Королевская Академия отказалась экспонировать картину и сегодня ее местонахождение не известно.
Суровый рабочий график (чтобы совмещать работу с учебой юноше приходилось трудится по восемнадцать часов в сутки), творческие неудачи, а так же вздорный характер матери, с которой проживал молодой человек, подточили здоровье художника - у него резко упало зрение. Во избежание полной слепоты врачи порекомендовали художнику длительное заточение в темной комнате.
Когда лечение помогло и болезнь отступила, молодой человек решил хоть немного ослабить прессинг, подтачивавший его здоровье, и съехать от матери. К тому же он влюбился. Уильям Шекспир Бертон сделал предложение своей кузине по отцовской линии Марии Рейнфорд. Застенчивые романтики, они мечтали уединиться от мира и прожить вместе до глубокой старости. В 1861 году Мария родила Уильяму сына - Джорджа Уильяма Бертона, а еще через год она скончалась.
Годы брака с Марией стали для Уильяма Бертона одними из самых плодотворных. В это время он писал множество пейзажей и как-то раз рассказал друзьям художникам, о том, как позировал на морском берегу так увлеченно, что не заметил прилива и был вынужден пережидать его, притаившись в скалах, пока вода, подступившая совсем близко, уносила часть его художественных принадлежностей.
Выслушав эту историю знаменитый критик и меценат Джон Рескин воскликнул: "Зачем же так рисковать жизнью ради того, что может за пять минут сделать любой фотоаппарат". Но позже, увидев картину, он изменил свое мнение и заявил, что работа великолепна и "запечатлеть пейзаж может и фотография, но, чтобы передать всю силу и глубину капризной стихии нужны сердце человека и глаз художника".
Пейзажи и акварели художника пользовались в это время неплохим спросом, но вот более монументальные работы Уильяма Бертона Академия отвергала. Эти творческие неудачи и смерть жены подточили жизнелюбие художника и он практически забросил творчество, до поры пока в 1864 году не встретил свою вторую жену. Ею стала Мина Элизабет Адлингтон она тоже занималась творчеством - из под его пера вышли романы "Аннабель" и "Управление планетами". Уильям и Мина поженились в 1865 году и молодая жена увезла мужа в Италию.
Семейное счастье и красоты Италии, а так же удаленность от матери, которая обладала весьма эксцентричным характером и не упускала случая потиранить сына, способствовали творческому подъему - этот период оказался для художника очень плодотворным. Он написал множество портретов жены, копий с классических работ и начал заниматься иллюстрацией.
На вторую половину жизни Бертона пришлись такие значительные его работы как "Блаженная дева", "Аутодафе" и "Король скорбей". Последняя стала "лебединой песней"художника. Это масштабное полотно было выставлена в Королевской академии в Лондоне в 1897 году.
На картине изображен Иисус Христос незадолго до своего распятия, сидящий в тюремной камере на ближневосточном ковре, разостланном поверх каменной скамьи. На голове Христа - терновый венец, его руки связаны веревкой. Иисус одет в красную мантию с мечом в качестве застежки и держит в руке длинный хлыст. Девятихвостая плеть, которую иногда называют "кошкой о девяти хвостах", лежит справа от него. У ног Христа - кисть винограда, остроконечные копья и знамя с римским орлом. Надпись на каменной скамье гласит по-латыни: "Rex ludaeorum" / "Иисус Назорей, царь Иудейский".
Несмотря на то, что работы Уильяма Шекспира Бертона всегда были коммерчески успешны, большой славы они ему не принесли. Многие картины художника разошлись по частным коллекциям еще при жизни их автора, и мы знаем сегодня об их местонахождении крайне мало. Сам же художник умер в Лондоне 26 января 1916 года в возрасте 91 года.