Найти тему
Фиолетовые миры

Обделенный вниманием фильм от создателя "Титаника" и "Терминатора".

Оглавление

В 2011 году Джеймс Кемерон, создатель "Титаника", "Аватара", "Треминатора" и "Чужих", снял фильм "Санктум". На Кинопоиске у него вполне хороший рейтинг (6,7), но недостаточно высокий, как у более известный вышеназванных трех фильмов (у этих 8,4 балла, 8 и 8 соответственно).

Возможно, мы не объективны, но в нашем окружении никто никогда не упоминал о том, что сам посмотрел "Санктум", и ему понравилось, из чего мы делаем вывод, что этот фильм по каким-то причинам прогремел в мире не настолько ярко, как другие фильмы Кемерона.

Хотя мы считаем, что он также достоин высших баллов.

Давайте разберемся, что не так с "Санктумом".

Кадры из фильма "Санктум"
Кадры из фильма "Санктум"

Кратко сюжет: сын возвращается к отцу в Папуа (Новая Гвинея), где они продолжают исследовать самую большую систему пещер в мире – пещеры Эсса'ала. Когда вся исследовательская группа оказывается в сборе внутри пещер, снаружи начинается тропический шторм, затопляющий пещеры, и группе приходится начать экстренно искать второй выход из этих пещер.

Жанр

Фильм определяется как триллер и драма, но мы бы отнесли его к ужасам, потому что сюжет при желании можно уложить в рамки типичной страшилки "В начале было 6 человек, в конце выжил один".

В свое время мы смотрели этот фильм в кинотеатре на оригинале, и некоторые сцены были довольно душераздирающими, гораздо более жесткими, чем просто триллер. Давайте пока предположим, что ужасы не считаются "высоким" жанром, который остается в веках, именно поэтому фильм пролетел мимо вечности.

Технический уровень съемок

Кадр из фильма "Санктум"
Кадр из фильма "Санктум"

На высоте. Спецэффекты мало используются (фильм похож на документальный), но из-за большого количества съемок в джунглях и пещерах, а также людей, оснащенных продвинутым обмундированием, атмосфера фильма даже чем-то напоминает "Аватар".

(Нельзя не заметить, что великого режиссера часто тянет к подводной и исследовательской теме)

Актеры малоизвестные, но играют блестяще, особенно Ричард Роксбург (мы видели его играющим Дракулу в "Ван Хельсинге"), и Риз Уэйкфилд (этого видели впервые). Музыка завораживает. Декорации отличаются реализмом. Монтаж, цветокоррекция, работа оператора - не мешают воспринимать историю, а скорее помогают.

Структура сюжета, хронология событий

Кадр из фильма "Санктум"
Кадр из фильма "Санктум"

Здесь все четко. Имеем экспозицию, в которой нас непринужденно знакомят с героями, завязку, берущую "за горло" экшеном, развитие сюжета в виде множестве перипетий, встающих на пути героев – то, как герои спасаются, ищут выход из пещеры. Также кульминация на месте – главная битва с антагонистом, где главному герою Джошу приходится расставить по полочкам, кто на самом деле был злодеем, а кто нет - сцена, в которой Карл нападает на отца Джоша. И эта ситуация - ключевая в том, выживет он или нет. Далее развязка, в которой Джон находит выход из пещеры. Каждому этапу отдано приемлемое количество времени, нет затяжных сцен или провисаний сюжета.

Глубина персонажей. Наличие "арки" героя.

В страшилках довольно частая проблема – плоские персонажи. Наверное, сценарист думает, что все равно они долго не проживут, поэтому нет смысла их детально прорисовывать. Но "Санктум" – не тот случай. Персонажи выглядят объемными. У каждого своя цель, и свой мотив находится в этой ситуации. Каждый пробует разную стратегию выживания, вставая на ту или иную сторону главного вопроса фильма, и получает разные результаты.

-5
Кадры из фильма "Санктум"
Кадры из фильма "Санктум"

Под "аркой" героя мы как обычно подразумеваем, меняет ли история героев. В отличном сюжете герой в начале и герой в конце фильма – это два разных характера. И "Санктум" удовлетворяет этому требованию.

В историю Джон и его отец Фрэнк входят как ссорящиеся родственники, которые друг друга недолюбливают, и, даже не уважают. Отец считает сына "сопляком", и до сих пор держит за ребенка. Джон, соответственно, считает отца жестким закомплексованным тираном, с которого он никак не хочет брать пример, и отказывается понимать его стиль мышления.

В результате к концу фильма эта ситуация кардинально меняется: сын вырос в глазах отца, а отец становится для сына героем.

Идея, мораль, посыл

Кадр из фильма "Санктум"
Кадр из фильма "Санктум"

Также страшилки обычно страдают отсутствием глубокой морали и идеи. Там, где идет жесткий отбор и смерти персонажей каждые двадцать минут, казалось бы, нет места для продвижения какой-либо глубокой мысли, помимо того, что просто "беги со всех ног, чувак". Или "чем быстрее реагируешь, тем больше вероятности, что выживешь".

"Санктум" же предлагает нечто более вечное: он воспевает силу природы и ничтожность человека в ней, и предлагает относится к природе как к могущественной священной силе, чтобы выжить. "Санктум" учит не недооценивать природу (природа оказывается главным антагонистом).

Помимо этого фильм предлагает воспитывать в себе высочайшую дисциплину, закладывая в наши головы мысль, что быть ребенком на природе непозволительная роскошь.

Мы также получаем и другие уроки: что в таких экстренных условиях важно уметь смирять свою гордость и слушать более опытных, а также важно быть перфекционистом-фанатиком, потому что в некоторых ситуациях мы не имеем права на ошибку.

Все это – вечные советы, вложенные в уста отца и сына, как если бы речь шла не просто о выживании в пещере, а о выживании в реалиях жизни. "Санктум" это своего рода притча о том, как отец учит жизни сына.

В чем проблема фильма?

Кадр из фильма "Санктум"
Кадр из фильма "Санктум"

Пробежавшись по всем важным составляющим фильма, мы все-таки остановимся на том факте, что фильм ушел в жанр ужасы. А ужасы – не для всех. Не смотря на всю любовь к этому фильму, даже мы не готовы часто пересматривать фильм в формате "человеческой мясорубки", где в конце выживает в лучшем случае один.

Мы не можем знать причин, по которым Джеймс Кемерон решил в конкретном случае уйти в такой "жесткач", хотя мог все-таки удержать себя в рамках триллера. Даже "Чужие" на нашей памяти не настолько тяжелые по восприятию, как здесь, где люди всего лишь спасаются от природы. А в "Чужих" они спасались от кровожадных монстров, но это воспринималось более легко.

Поэтому подытожим: если бы Кемерон решил снять этот фильм в более легком ключе, где бы никто из спелеологов не умер, и все бы извлекли свои уроки, вероятнее всего, этот фильм встал бы на уровень с "Аватаром" и "Титаником".

_____________________________________________________________

*Делитесь этой статьей с теми, кому нравятся подобные фильмы; пишите, нравится ли вам эта история? Помогла ли статья лучше понять структуру сюжета? Согласны ли вы, что этот фильм стоит просмотра?

И подписываетесь. На этом канале будут выходить другие подборки фильмов в жанре мистика, фантастика, комедия, драма, рецензии, обзоры книг, а также наши собственные истории подобного формата.

Наши рассказы вы можете найти здесь.